Василий Тополев – о Петре Авене

Блогер Василий Тополев пишет:

«Тут Пётр Авен рассказал, что для интеграции России и Запада нужно, чтобы ушло последнее советское поколение - такие люди, как он сам. Давайте я вам немного расскажу про Петра Авена. <…>

Дед его был латышским стрелком (это такая гвардия большевистской партии, самые жестокие и безжалостные боевики Ленина. После Гражданки служил в НКВД, это же НКВД его в 38-м и сожрало). Отец - учёный секретарь и заведующий Лаборатории автоматизированных систем в Институте проблем управления. <…> В этом гигантском институте <…> разрабатывались системы управления космических и баллистических ракет, спутников, атомных подлодок и атомных ледоколов. И всем этим занималась лаборатория академика Олега Авена. Вряд ли нужно пояснять, какую роль этот человек играл в советской элите. <…> Обычный генерал такому человеку тапочки мог подносить разве что.

Учился мальчик Петя в московской физмат школе номер два (ныне Лицей "Вторая школа"). В то время это была, пожалуй, лучшая математическая школа Союза, да и всего мира. Достаточно сказать, что математику там, в школе, преподавал Гельфанд - один из самых выдающихся математиков XX века. Потом - эконом МГУ, один из главных "идеологических" факультетов СССР, популярный у тогдашней элиты не меньше МГИМО.

Затем - работа в Институте системного анализа (ИСИ). <…> Создали его в 1972 году советник президента США по национальной безопасности Макджордж Банди, <…> советский "философ" с загадочной биографией Джермен Гвишиани, сын ещё более загадочного генерала НКВД Михаила Гвишиани (начальника охраны Берии) - и зять Косыгина, второго человека в советской иерархии. Институт был тесно связан с Римским клубом.

Работать в таком месте было мечтой любого советского молодого человека. <…> Авен много лет просидел в одном кабинете с Гайдаром - ещё одним "золотым мальчиком". Внук писателя Аркадия Гайдара (по совместительству организатора массовых репрессий на Тамбовщине и в Хакассии) и сын контр-адмирала от журналистики Тимура Гайдара, молодой Егор Тимурович быстро сдружился с социально близким Петром Олеговичем. И когда Гайдар стал заместителем премьер-министра <…>, Авен стал министром внешней торговли.

Как писал Гайдар: к моменту назначения министром Авен «ничем, кроме своего письменного стола, не заведовал», не имел опыта бюрократической работы, чтобы наладить взаимодействие в своей команде. «Ему мешало не только отсутствие опыта, но и нервы, частые перемены настроения. <…> Вопрос о замене Авена Ельцин обсуждал со мной регулярно. <…> Для меня все его недостатки перекрывал тот фундаментальный факт, что он прекрасно понимал общий замысел преобразований».

Обсудите с коллегами

22.09

Андрей Герасимов – о политической трансформации Азербайджана

22.09

Алексей Макаркин – об интеграции Нагорного Карабаха

22.09

Родион Белькович – о расстреле Парламента

22.09

Рустам Александер — о попытках лечить гомосексуальность в СССР

22.09

Закрытые. Жизнь гомосексуалов в СССР

PRO SCIENCE
22.09

Анатолий Несмиян – о заседании Совбеза ООН

Алексей Макаркин – о новом партнерстве ЦАР и Франции