Затонувшие корабли династии Мин
Обломки двух торговых кораблей времен династии Мин (1368–1644) обнаружены на дне Южно-Китайского моря. Один из них был нагружен изделиями из фарфора, другой вез бревна. Затонувшие корабли были найдены в октябре прошлого года у берегов острова Хайнань на глубине около 1500 метров.
Первый корабль вез фарфоровые изделия, предназначавшиеся для экспорта. Он был загружен очень плотно: площадь 10 000 квадратных метров покрыта вложенными друг в друга стопками сосудов размером до 1,8 метра. По оценкам археологов, там насчитывается более 100 000 отдельных предметов. Анализ нескольких предметов позволяет предположить, что они были созданы в 1506–1521 годах. Бревна со второго корабля были одинакового размера и тщательно уложены друг на друга. Археологи говорят, что корабль доставлял древесину в Китай из-за границы около 1488–1505 годов. Вероятно, бревна предназначались для использования в кораблестроении.
Бревна со второго корабля
Это первый случай, когда суда с экспортным грузом и с импортным грузом были обнаружены в одном районе. Два соседних затонувших корабля предоставляют исследователям уникальную возможность изучить двусторонние торговые пути в Южно-Китайском море 500 лет назад.
В этом месяце Управление культурного наследия провинции Хайнань начало работы по картографированию затонувших кораблей с использованием современного пилотируемого подводного аппарата и постоянного геодезического репера, установленного на морском дне в месте крушения первого корабля. Китайское научно-исследовательское судно Tansuo 1, оснащенное подводным аппаратом Shenhai Yongshi, в субботу вышло в море. Вскоре к миссии присоединится еще одно судно, Tansuo 2, оснащенное подводным аппаратом Fendouzhe.
«В мире еще не было прецедента защиты и мониторинга в режиме реального времени столь большого подводного объекта на глубине 1500 метров», — говорит Чэнь Чуаньсюй из Института глубоководных наук и инженерии. Подводные исследования продлятся около года. Первым этапом будет тщательное изучение затонувших кораблей. Затем ученые оценят степень их сохранности и определят, как лучше всего защитить затонувшие корабли в будущем.