Помет кондоров за две тысячи лет

Отложения помета андских кондоров, скопившиеся за столетия под утесом на севере Патагонии, позволили ученым узнать, как кондоры реагировали на вулканическую активность и изменения в доступной пище.

Андский кондор (Vultur gryphus) — крупнейшая летающая птица западного полушария, Масса самцов может достигать 15 кг, а самок — 11 кг, длина взрослой птицы составляет от 102 до 117 см. Кондоры обитают в Андах от Венесуэлы на севере до архипелага Огненная Земля на юге. Пищу их составляет падаль, преимущественно тела крупных копытных.

В 2014 году Мэтью Дуда (Matthew Duda) из Университета Квинс в Кингстоне и его коллеги взобрались на скалу в национальном парке Науэль-Уапи в Аргентине. Там, под выступом скалы, они обнаружили экскременты андского кондора, накапливавшиеся в течение веков. Они образовали насыпь из гуано в форме пончика, окружавшую действующее гнездо кондора.

Команда вырезала часть гуано толщиной 25 сантиметров и восполнила брешь в насыпи камнями, чтобы не беспокоить нынешних обитателей гнезда. Они также собрали экскременты живого взрослого андского кондора, гнездящегося в этом районе. Вернувшись в лабораторию, исследователи подвергли гуано ряду тестов, чтобы точно определить изотопный состав и выделить и средовую ДНК.

Используя радиоуглеродное датирование, ученые пришли к выводу, что кондоры использовали гнездо около 2200 лет. Между 300 и 1300 годами накопление гуано в гнезде замедлилось до минимума. Исследователи полагают, что в это время близлежащие извержения вулканов сделали регион негостеприимным для птиц. Гнездо находится в Южной вулканической зоне Анд, где располагается группа совсем недавно извергавшихся вулканов. Основываясь на геологических свидетельствах, ученые установили, что около 300 года здесь произошло четыре извержения вулканов. Еще три извержения произошли в течение следующих нескольких столетий.

Хотя птицы-падальщики, возможно, первоначально столкнулись с изобилием пищи после экологической катастрофы, похоже, что опустошение в конечном итоге заставило их искать пропитание в другом месте. «Если вся их добыча погибнет, у них будет первоначальный бум, когда у них будет много доступной еды, — говорит Мэтью Дуда. — Но когда эта еда исчезает, она исчезает надолго». Исследования современных кондоров также показали, что извержения вулканов могут привести к проблемам с дыханием у птиц.

Исследователи обнаружили доказательства того, что выбор падали кондорами менялся по мере того, как популяции животных перемещались по региону. В более старых слоях гуано преобладают генетические следы местных животных, таких как гуанако, и выброшенные на берег морские животные. В более поздних слоях чаще встречается ДНК домашнего крупного рогатого скота и овец, которые были завезены европейскими поселенцами в течение последних двух столетий. Сегодня ученые считают, что интродуцированные виды составляют более 98 % рациона андских кондоров.

Хотя кондоры жили рядом с людьми на протяжении тысячелетий и почитаются многими коренными народами Южной Америки, их близость к современным промышленно развитым обществам оставила след в их гуано. Ученые обнаружили, что фекалии живых кондоров содержат гораздо более высокие уровни токсичной ртути и свинца по сравнению с более древними образцами гуано. Кондоры могут отравиться свинцом, если поедают животных, застреленных свинцовыми пулями. Фермеры также стреляют в птиц, чтобы держать их подальше от своих овец и коров.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Обсудите с коллегами

27.09

Забытые бастарды Восточного фронта

PRO SCIENCE
26.09

Цифры врут. Как не дать статистике обмануть себя

PRO SCIENCE
25.09

Невозможность второго рода

PRO SCIENCE
24.09

Пять сил, изменяющих все

PRO SCIENCE
23.09

Взломавшая код

PRO SCIENCE
22.09

Закрытые. Жизнь гомосексуалов в СССР

PRO SCIENCE
Человек дня: Марк Фрадкин