Сюзанна Штретлинг о марровской концепции языка, петровских застенках и творчестве Алексея Толстого
Книга профессора Свободного университета Берлина Сюзанны Штретлинг «Рука за работой. Поэтика рукотворности в русском авангарде» исследует понятия руки и жеста в культуре модерна. Она обращается к многогранной проблеме тактильных взаимодействий между человеком и произведением искусства и открывает читателю пласт авангарда, сосредоточенный вокруг концептов «ручного» и «рукотворного». Отдельные главы посвящены жестам касания, передачи, указания, письма, делания, приближая нас к новому пониманию авангарда как эпохи тесного сплетения визуальной доминанты с опытом телесного соприкосновения. В результате книга не только компенсирует ограниченное, «глазное» восприятие авангарда, но и фиксирует процесс перехода от оптоцентризма в сторону усиления роли тактильного восприятия в гуманитарном знании.
Публикуемый фрагмент посвящен роли жеста в творческом методе Алексея Николаевича Толстого, согласно тому, как сам писатель формулировал свой подход. Неожиданным образом влияние на концепцию Алексея Толстого оказывают предложенная Н. Я. Марром концепция первичного жестового языка и протоколы допросов Тайной канцелярии времен Петра I.