29 марта 2024, пятница, 17:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Исследование ушей крокодилов может помочь людям со сниженным слухом

Кубинский крокодил (Crocodylus rhombifer)
Heather Paul/Flickr

Исследовательская группа из Университета Уппсалы исследует уши крокодилов и надеется применить полученные результаты для помощи людям.

Крокодилы живут почти столь же долго, сколько и люди, и возраст более семидесяти лет для них не редкость. Тем не менее, в отличие от людей, крокодилам неведомо возрастное снижение слуха. Одна из причин этого в том, что в ушах крокодилов на протяжении всей жизни возникают новые волосковые клетки — рецепторы слуховой системы, тогда как у людей и у других млекопитающих погибшие или поврежденные волосковые клетки не восстанавливаются. Гибель волосковых клеток — одна из самых частых причин снижения слуха у людей.

«Мы видим, что новые волосковые клетки, по-видимому, образуются в результате активации так называемых опорных клеток, что связано с тем, что крокодилы имеют определенные клеточные структуры, которых нет у людей. Наша гипотеза состоит в том, что нервы, передающие импульсы от мозга, так называемые эфферентные нервы, запускают этот рост», — говорит профессор экспериментальной отологии Хельге Раск-Андерсен (Helge Rask-Andersen).

Шведские ученые исследовали уши кубинских крокодилов (Crocodylus rhombifer) и тупорылых крокодилов (Osteolaemus tetraspis) при помощи электронной микроскопии и молекулярных методов. Они обнаружили, что во внутреннем ухе крокодила имеются мелкие внеклеточные частицы (экзосомы). Эти частицы могут выделять ферменты, разрушающие или образующие мембрану, о которую реснички волосковых клеток трутся при попадании звука. Экзосомы образуют небольшие альвеолы, полости, которые облегчают изгибание ресничек, когда звуковые колебания достигают уха. «Одна из гипотез состоит в том, что это увеличивает чувствительность к звуку и улучшает слух. Мы надеемся узнать, как крокодилы восстанавливают свои волосковые клетки, и в конечном итоге сможем использовать это в будущем для лечения людей», — говорит Хельге Раск-Андерсен.

Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Cell and Developmental Biology.