Дом с фресками под термами Каракаллы впервые стал доступен для публики

Остатки богато украшенного фресками дома под термами Каракаллы в Риме впервые открыты для публики. Двухэтажный дом был построен во время правления Адриана во II веке в престижном районе у Капенских ворот, который был снесен в 206 году , чтобы освободить место для больших общественных бань, строившихся в 212–217 годах нашей эры. Есть свидетельства того, что строение претерпело несколько этапов реконструкции и перестройки, в том числе было разделено на многоквартирный дом с элегантным роскошным домом на первом и втором этажах и апартаментами для состоятельных жильцов на верхних этажах.

Комнаты были ярко расписаны искусственными архитектурными панелями, животными, предметами, цветочными элементами, фигурами и пейзажами в модном в середине II века стиле. Роспись одной из комнат является ярким примером римского религиозного синкретизма, изображая греко-римских и египетских богов, чьи культы имели широкое распространение в Риме того времени. Первоначально считалось, что эта комната была ларарием, предназначенным для поклонения домашним богам, но изучение изображений показало, что это пространство в разное время было посвящено римским и египетским божествам. Старейшая из двух фресок, написанная между 134 и 138 годами, изображает Капитолийскую триаду (Юпитера, Юнону и Минерву), а также Диониса. Фреска с Анубисом и Исидой была выполнена несколько позже, в последние десятилетия II века.

Фреска с Дионисом. Фото: Fabio Caricchia

Руины дома были впервые обнаружены при раскопках восточной палестры терм Каракаллы в 1860-х и 1870-х годах. Сотни фрагментов потолочных фресок найдены при раскопках триклиния (столовой) дома в 1975 году. Фрагменты были восстановлены, а некоторые фрески из других комнат извлечены для изучения и консервации. Недавний проект по стабилизации, реставрации и повторной установке удаленных фресок позволил открыть дом для посетителей в качестве одного из пунктов экскурсии по термам Каракаллы.

Директор комплекса «Термы Каракаллы» Мирелла Серлоренци (Mirella Serlorenzi) объясняет, что делает этот дом уникальным: «Присутствие в одном месте Юпитера, Юноны и Минервы вместе с Анубисом, Исидой и, вероятно, Сераписом служит признаком того религиозного синкретизма, который характерен для Рима с момента его основания. Но залы, которые мы сейчас открываем, представляют большой интерес еще и потому, что показывают на расстоянии нескольких метров микрокосм частного дома и макрокосм крупного имперского сооружения, терм Каракаллы».

Обсудите с коллегами

09:00

В Турции найден античный рельеф с изображением гибели Актеона

PRO SCIENCE
08.08

Восставая из рабства. История свободы, рассказанная бывшим рабом

PRO SCIENCE
08.08

Последняя из салемских ведьм оправдана спустя 329 лет после осуждения

PRO SCIENCE
08.08

В Италии археологи обнаружили сделанные из бронзы человеческие органы

PRO SCIENCE
08.08

Соседями флоресских людей были гигантские марабу

PRO SCIENCE
07.08

Кто сражается с чудовищами

PRO SCIENCE
Разнообразие рациона умеряет аппетит рачка гаммаруса