28 марта 2024, четверг, 17:21
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 мая 2022, 00:01

Человек дня: Алексей Хомяков

13 мая 1804 года родился Алексей Хомяков, основатель славянофильства

 

Личное дело

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) родился в Москве в старинной дворянской семье. Отец – Степан Александрович Хомяков, мать – Марья Алексеевна, урожденная Киреевская. Родители Хомякова постарались дать детям тщательное домашнее образование; особенное внимание обращено было на языки: Алексей в детстве изучил французский, немецкий, английский и латынь. Успехи в последней позволили ему в 15-летнем возрасте перевести очерк Тацита «Германия» (отрывок из перевода спустя 2 года был опубликован в «Трудах общества любителей российской словесности» при Московском университете).

Поступил в Московский университет. В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук. Этому едва не помешало греческое восстание против турецкого ига 1821 года: Хомяков обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился было на помощь угнетенным. Юношу задержали возле Сухаревской заставы.  

Впрочем, с точными науками ему все равно оказалось не по пути: боевой дух оказался сильнее. В 1822 году Хомяков избрал – как оказалось, тоже временно – военную карьеру, определившись в Астраханский кирасирский полк. Через год перевелся в Петербург в конную гвардию. Именно на столичный период службы приходятся его первые стихотворные опыты.

В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», вызвавшую противоречивые отзывы; Александр Пушкин, в частности, находил в ней «очаровательную прелесть поэзии». Активно изучал немецкую классическую философию – Канта, Гегеля и Шеллинга по преимуществу.

Последним эпизодом военной карьеры Хомякова стала русско-турецкая война 1828–1829 годов. Именно она, по мнению исследователей, укрепила Хомякова в приверженности славянской идее: «Проезжая по местам, – вспоминал он, – куда еще не доходило русское войско, я был приветствуем болгарами, не только как вестник лучшего будущего, но как друг и брат».  По окончании войны он в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в свое имение, решив посвятить себя хозяйству.

Сельский быт увлек Хомякова – в отличие от многих русских литераторов, ему не надо было добывать хлеб насущный печатным словом. Хомяков всегда выступал за договорные, полюбовные отношения помещиков с крестьянами и сам небезуспешно стремился таковые установить (а с приходом к власти Александра II выступил за освобождение крестьян). Он занимался сахароварением и винокурением, изобрел ружье, превосходившее по дальнобойности современные аналоги, и сеялку, на которую получил английский патент. Увлекся охотой, хорошо разбирался в собаках, о которых даже написал статью.

Параллельно продолжаются историко-философские изыскания Хомякова. В 1839 году в компании единомышленников он прочитал статьь «О старом и новом», в которой были сформулированы основные положения славянофильства. По мнению исследователей, то был своего рода ответ на первое, самое знаменитое «Философическое письмо» Петра Чаадаева, опубликованное в 1836 году, в котором историческое прошлое России было подвергнуто резкой критике. В статье Хомяков поставил ключевые вопросы, ставшие основой для дальнейшей полемики с западниками:

«Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?.. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

В 1838 году он приступил к главному своему сочинению – «Запискам по всемирной истории». Опубликованы фрагменты работы (которую сам Хомяков называл «И.и.и.и.», а Николай Гоголь окрестил «Семирамидой», судя по всему, имея в виду ее «разветвленность») были уже после его смерти. Хотя она осталась незавершенной, исследователи указывают на наличие у автора четкого плана изложения и сформировавшейся системы взглядов – иначе было бы невозможно сгруппировать тот огромный массив фактов, которым оперировал Хомяков.  

История у Хомякова предстает в виде многовековой борьбы двух противоположных духовных начал, названных им по именам двух древних цивилизаций «иранской» и «кушитской». Первое из них является символом свободы духа, второе – «преобладания вещественной необходимости». Сам Хомяков признавал относительность данного деления, говоря, что история уже не знает «чистых племен и чистых религий». В то же время единственным народом, сохранившим до XIX века «иранский» культурный и религиозный тип, мыслитель считал русский народ.

С 1836 года Хомяков состоял в браке с сестрой поэта Николая Языкова Екатериной Михайловной. Она скончалась в 1852 году, оставив семерых детей. Самым известным отпрыском Хомякова стал Николай Алексеевич, один из основателей партии октябристов, первый председатель Государственной думы III созыва (1907–1910).

Алексей Хомяков заболел холерой, занимаясь лечением крестьян во время эпидемии. Скончался 5 октября 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне Липецкая область). Был похоронен в Даниловом монастыре рядом с Николаем Языковым и Николаем Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

 

Чем знаменит

 
А.С.Хомяков в мурмолке. Рисунок Э. А. Дмитриева-Мамонова. Музей ИРЛИ

Основатель славянофильства – одного из первых оформившихся движений общественной мысли в России. Вывод, к которому Хомяков приходит в статье «О старом и новом»: «старую Русь надобно – угадать». По мнению философа, «лучшие инстинкты души русской, образованной и облагороженной христианством, воспоминания древности неизвестной, но живущей в нас тайно, произвели все хорошее, чем мы можем гордиться». «Теперь все прежние начала могут, должны развиваться и разовьются собственною своею неумирающею силою. Западным людям приходится все прежнее отстранять, как дурное, и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь», – такова была «рамочная» программа славянофилов, созданная Хомяковым. Всемирную задачу России Хомяков видел в том, чтобы освободить человечество от одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада.

 

О чем надо знать

Единственно приемлемой формой правления для России Хомяков видел монархию; и социализм, и капитализм он считал следствием упадка Запада, который увлекся конкуренцией и пренебрег кооперацией. Философ выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате реформ Петра I – именно славянофилы первыми обратили внимание на крестьянство. Особое внимание они уделяли феномену общины, на которую Хомяков возлагал большие надежды – по его мнению, эта форма самоорганизации должна стать приемлемой не только для крестьян, но и для других социальных групп.

Примечательно, что несмотря на близость к официальной идеологии, славянофилы так и не смогли найти с властью общего языка. Николай Бердяев отмечал: «Славянофильство беспокоило, тревожило официальную власть, она не в силах была справиться с этим явлением, осмыслить его. Власть лучше понимала либералов и революционеров, знала, как нужно относиться к ним, как справиться с этим явным врагом. Но славянофилы выставляли лозунги "православие, самодержавие, народность", слишком знакомые и близкие власти, и оставались ей чуждыми, далекими, непонятными».  

 

Прямая речь

О современном состоянии России:

В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена,
Безбожной лести, лжи тлетворной
И лени мертвой и позорной
И всякой мерзости полна!

О предназначении России:

О, вспомни свой удел высокой!

Былое в сердце воскреси

И в нем сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему – и, все народы

Обняв любовию своей,

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!

О своей матери и о воспитании вообще: «Она была благородным и чистым образчиком своего времени; и в силе ее характера было что-то, принадлежащее эпохе более крепкой и смелой, чем эпохи последовавшие. Что до меня касается, то знаю, что, восколько я могу быть полезен, ей обязан я и своим направлением, и своей неуклончивостью в этом направлении, хотя она этого и не думала. Счастлив тот, у кого была такая мать и наставница в детстве, а в то же время какой урок смирения дает такое убеждение! Как мало из того доброго, что есть в человеке, принадлежит ему? И мысли, по большей части, сборные, и направление мыслей, заимствованное от первоначального воспитания».

О Петре I: «Воля железная, ум необычайный, но обращенный только в одну сторону, человек, для которого мы не находим ни достаточно похвал, ни достаточно упреков, но о котором потомство вспомнит только с благодарностью».

О Западе: «Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою. Чем дальше они оглядываются, тем хуже и безнравственнее представляется им общество».

О недопустимости вооруженного восстания: «Что такое войско? Это – собрание людей, которых народ вооружил на свой счет: оно служит народу. Где же будет правда, если эти люди, в противоположность своему назначению, начнут распоряжаться народом по своему произволу».

О стихах и прозе: «Без притворного смирения я знаю про себя, что мои стихи, когда хороши, держатся мыслью, то есть прозатор везде проглядывает и, следовательно, должен, наконец, задушить стихотворца».

О католиках и протестантах: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства».

Командир Хомякова Ф.В. Остен-Сакен о подчиненном: «Образование его было поразительно превосходно, и я во всю жизнь свою не встречал ничего подобного в юношеском возрасте. Какое возвышенное направление имела его поэзия! Он не увлекался направлением века в поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу православной Церкви и в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения... Он не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергнул позволение носить жестяные кирасы вместо железных полупудового весу, несмотря на малый рост и с виду слабое сложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами».

Александр Герцен о Хомякове-полемисте: «Хомяков был действительно опасный противник; закаленный бретер диалектики, он пользовался малейшим рассеянием, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие богородицу, спал вооруженный. Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете – от казуистики византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста. Возражения его, часто мнимые, всегда ослепляли и сбивали с толку».

Николай Бердяев о Хомякове-богослове: «Хомяков был первым светским богословом в православии, первым свободным богословом. В этом его неумирающее значение. Богословская сила Хомякова вытекала из твердости его природы, в основе которой лежал камень Церкви. Без Хомякова славянофильское мировоззрение не получило бы такой яркой церковной окраски, оно осталось бы религиозно расплывчатым и неопределенным. Если Хомяков и не был учителем Церкви, то, во всяком случае, был церковным учителем славянофилов. Среди славянофилов не было другого человека, церковно столь твердого, столь верного».

 

12 фактов об Алексее Хомякове

  • Отец Хомякова проиграл в карты более миллиона рублей; дела семьи поправились, только когда за них взялась мать
  • Обучаясь латыни, Хомяков однажды нашел ошибку в папской булле и поинтересовался у аббата-преподавателя, как он после этого может считать папу непогрешимым
  • Мать Хомякова взяла с сыновей клятву хранить целомудрие до свадьбы, пригрозив в противном случае лишить благословения
  • За мужество в боях во время русско-турецкой войны Хомяков был награжден орденом Святой Анны
  • Первые стихотворения Хомякова увидели свет в альманахе «Полярная звезда», хотя идеи декабризма не были ему близки
  • Хомяков в разной степени владел по одним данным двадцатью, по другим – тридцатью языками
  • Славяновил Хомяков в некоторых вопросах был англоманом – он считал, что умственной силой англичане обязаны верности старине, чему русским неплохо было бы у них поучиться
  • Хомяков переложил на русский повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» под названием «Светлое Воскресение»; действие было перенесено в Россию, а Рождество заменено Пасхой
  • Крестным отцом сына Хомякова Николая был Николай Гоголь
  • Хомяков был председателем Общества любителей Российской словесности при Московском университете
  • Хомяков был преданным адептом гомеопатии и даже на смертном одре отказался от другого лечения
  • Николай Бердяев посвятил Хомякову монографию и несколько статей

 

Материалы об Алексее Хомякове

Алексей Хомяков на Lib.ru

Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков

Статья об Алексее Хомякове в Википедии

Русский биографический словарь. Алексей Степанович Хомяков

Алексей Хомяков. О старом и новом

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.