28 марта 2024, четверг, 18:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

У жившего 150 миллионов лет назад диплодока диагностировали респираторное заболевание

Реконструкция Долли
Corbin Rainbolt/Woodruff et al., doi: 10.1038/s41598-022-05761-3

Коллектив ученых из Канады и США поставил диагноз динозавру по имени Долли, чьи останки нашли в 1990 году в геологической формации Моррисон на юго-западе штата Монтана. Симптомы болезни, по словам ученых, включали в себя кашель, затрудненное дыхание, выделения из носа, лихорадку и потерю веса. Это первый известный случай легочного инфекционного заболевания у «нептичьего динозавра».

Долли относится к еще не получившему названия виду из рода диплодоков — крупных длинношеих травоядных динозавров-зауроподов. В руки палеонтологов попали череп Долли и первые семь позвонков в сочлененном состоянии. Судя по окаменевшим останкам, Долли еще не достигла взрослого возраста.

Кэри Вудрафф (Cary Woodruff) из Музея динозавров Великих равнин и его коллеги обнаружили на позвонках Долли невиданные ранее аномальные костные выступы необычной формы и текстуры. Выступы располагались в той области каждой кости, где они могли бы быть пронизаны наполненными воздухом мешками, которые в конечном итоге должны были соединиться с легкими Долли и служить частью сложной дыхательной системы динозавра.

Компьютерная томография костных выступов показала, что они возникли из аномальной костной ткани, которая, скорее всего, образовалась в ответ на инфекцию. «Учитывая вероятные симптомы, от которых страдало это животное, нельзя не пожалеть Долли, держа в руках зараженные кости, — говорит Вудрафф. — Мы все испытывали одни и те же симптомы: кашель, проблемы с дыханием, лихорадку и т. д. — и вот динозавр возрастом 150 миллионов лет, который, вероятно, чувствовал себя так же плохо, как и все мы, когда болеем».

Основываясь на расположении аномальных костных выступов, палеонтологи предполагают, что они образовались в ответ на респираторную инфекцию, которая в конечном итоге распространилась на шейные позвонки через воздушные мешки и вызвала неравномерный рост костей. Они предполагают, что эта респираторная инфекция могла быть вызвана грибковым заболеванием, подобным аспергиллезу, распространенной болезни, которая поражает современных птиц и рептилий и может привести к инфекциям костей. «Эта ископаемая инфекция у Долли не только помогает нам проследить эволюционную историю респираторных заболеваний в прошлом, но и дает лучшее понимание того, к каким заболеваниям были восприимчивы динозавры», — говорит Вудрафф. Исследователи предполагают, что если Долли была заражена респираторной инфекцией, похожей на аспергиллез, у нее, вероятно, были симптомы, подобные гриппу или пневмонии, такие как потеря веса, кашель, лихорадка и затрудненное дыхание. «Поскольку аспергиллез без лечения может привести к летальному исходу у птиц, потенциально аналогичная инфекция у Долли могла в конечном итоге вызвать смерть животного», — делают вывод ученые.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.