Для борьбы с блохами у луговых собачек предложили использовать патогенные грибки

Коллектив ученых из Министерства сельского хозяйства США, Геологической службы США и Университета Западной Виргинии опубликовал статью, в которой рассматривает возможность применения патогенных грибков для борьбы с блохами у луговых собачек — распространенных на юго-западе страны грызунов. Важность этой задачи объясняется тем, что этих животных может заражать бактерия Yersinia pestis — возбудитель чумы.

Луговые собачки (род Cynomys) обитают в Северной Америке. Они принадлежат к семейству беличьих, но внешне больше всего напоминают сурков. Они живут в прериях, поселяясь крупными колониями, насчитывающими иногда до нескольких сотен животных. Луговые собачки играют важную роль в образовании экосистем. Их норы часто используются другими видами животных, а деятельность по рытью нор способствует развитию травы и обновлению верхнего слоя почвы, обогащенного минералами и питательными веществами. Замечено, что там, где исчезают поселения луговых собачек, пастбища начинают зарастать кустарником. Они также служат важным звеном в пищевых цепочках, так как ими питаются многие животные, такие как черноногий хорек, американский корсак, беркут, краснохвостый ястреб, американский барсук и койот.

Благодаря луговым собачкам на западе США, в штатах Аризона, Калифорния, Колорадо и Нью-Мексико чума остается эндемичным заболеваниям. Бактерия, вызывающая чуму, циркулирует среди популяций этих животных и через укусы блох иногда передается людям. Первичная легочная чума, вызывающая пневмонию, отмечается в США редко. Всего с 1900 по 2012 год в стране были отмечены 74 ее случая. Однако в целом заболеваний разными формами чумы в США насчитывают примерно восемь в год.

Сейчас в США прилагаются значительные усилия для борьбы с блохами у луговых собачек. С разной эффективностью применяются некоторые химические инсектициды, но блохи вырабатывают устойчивость к ним. Поэтому было решено изучить возможность применения патогенных грибов родов Beauveria и Metarhizium, которые поражают различных насекомых, в качестве биологического средства борьбы с блохами луговых собачек. Одним из самых перспективных кажется гриб Metarhizium anisopliae, описанный Ильей Мечниковым еще в 1879 году.

В мире коммерчески используются более 200 штаммов грибков, патогенных для насекомых, несколько таких «микоинсектицидов» зарегистрированы в США и Канаде. Эти штаммы безопасны для позвоночных животных, включая человека. Существующие исследования указывают, что кошачьи, собачьи и крысиные блохи восприимчивы к этим грибкам. Подземные норы, где живут луговые собачки, могут оказаться благоприятной средой для выживания и распространения этих грибков. Кроме того, как отмечают исследователи, нацеливание на луговых собачек и их блох уменьшит воздействие патогенных грибков на большинство наземных, нецелевых насекомых.

Однако авторы обзора признают, что сложной задачей станет обработка луговых собачек грибными спорами. В этом случае невозможно будет использовать водный спрей, как это делается при обработке сельскохозяйственных животных. Большинство обитателей колонии находится в норах за исключением «часовых», которые тоже мгновенно скрываются под землей, когда видят приближающуюся опасность. Поэтому в случае луговых собачек наиболее эффективным может оказаться пылевой состав — сухая смесь из спор грибов и мелкого талька, диатомовой земли, глины или пальмового воска. Такие составы можно заносить в норы с помощью ручных или механических пылесосов. Пыль будет вдуваться в первые 1–2 метра каждой норы, а затем она будет проникать более глубоко по подземным ходам на лапах и шерсти грызунов.

Исследование опубликовал Journal of Integrated Pest Management.

Письма на заметку. Собаки. Отцы. Искусство

Жители горных деревень на севере Индии не подозревали, что лук, который они едят, является неизвестным науке видом

Планетологи считают, что на Венере никогда не было океанов

Противовирусный препарат помог мышам с мышечной дистрофией

Патриотизм снизу. «Как такое возможно, чтобы люди жили так бедно в богатой стране?»

Сфокусированный ультразвук помогает лекарствам проникнуть в мозг