Ученые подсчитали заболеваемость кошек Московской области инфекционной анемией

Сотрудники Курчатовского института, проанализировав образцы крови 753 домашних кошек из Москвы и Московской области, выяснили, что почти 14 % из них заражены бактериями рода Mycoplasma, поражающими красные кровяные клетки. Развившаяся в результате анемия способна привести к смерти животного. В статье, опубликованной в журнале Preventive Veterinary Medicine, авторы приводят статистику по различным штаммам микоплазм и обсуждают роль сопутствующих заболеваний. Проведенное исследование стало первым не только в России, но и в целом в Восточной Европе, а полученная информация крайне важна для выбора тактики лечения.

Гемотропные микоплазмы встречаются у многих видов млекопитающих, в том числе и у человека. Прикрепляясь к поверхности эритроцитов, они разрушают их, вызывая анемию той или иной степени тяжести. У кошек чаще всего встречаются три представителя этой группы микроорганизмов: Mycoplasma haemofelis, Candidatus Mycoplasma haemominutum и Candidatus Mycoplasma turicensis. Наиболее опасная из них M. haemofelis (ранее называемая «штаммом из Огайо» или крупной формой Haemobartonella felis). У некоторых кошек заболевание протекает в очень острой форме, порой с летальным исходом. Candidatus Mycoplasma haemominutum (также известна как малая форма H. felis или «калифорнийский штамм») и Candidatus Mycoplasma turicensis чаще всего не проявляют себя заметно у здоровых животных, однако могут представлять опасность для кошек со сниженным иммунитетом. Сопутствующие заболевания — например, вирусный иммунодефицит или вирусная лейкемия — могут усугубить тяжесть протекания инфекции.

Чтобы выяснить степень зараженности кошек гемотропными микоплазмами, ученые исследовали образцы их крови. Применявшийся ранее метод оптической микроскопии мазков крови, несмотря на простоту и доступность, не лишен недостатков: в определенной фазе болезни микроорганизмы не могут быть обнаружены. Кроме того, с помощью микроскопии довольно трудно понять, какая именно разновидность микоплазмы перед нами. Поэтому авторы использовали  метод полимеразной цепной реакции (ПЦР-РВ) в реальном времени. ПЦР-РВ основан на том, что если в образце присутствует интересующая нас ДНК, то, создав подходящие условия, можно запустить процесс многократного копирования. Для этого процесса необходима определенная температура, инициирующий строительство фермент полимераза, «кирпичики»-нуклеотиды и начальные фрагменты для «затравки», чтобы строились именно те цепочки ДНК, которые необходимо обнаружить. В результате концентрация цепочек искомой ДНК возрастет. Чтобы сделать их заметными, авторы использовали молекулярные зонды — короткие фрагменты ДНК, способные присоединяться к копируемым участкам. Зонды связаны с флуорецентными красителями, которые начинают испускать свет определенной длины волны при взаимодействии с «мишенью». Интенсивность свечения возрастает с увеличением концентрации искомой ДНК.

Поскольку ДНК разных штаммов микоплазмы связывается с разными зондами, ученые смогли подсчитать частоту встречаемости различных патогенов. Из 13,8 % больных животных больше половины (7,6 %) оказались заражены опасной M.haemofelis. На долю Candidatus Mycoplasma haemominutum пришлось 5,5 %, Candidatus Mycoplasma turicensis — 0,7 %, причем 0,1 % кошек оказались носителями обоих видов микоплазмы.

«В настоящее время использованная в работе тест-система вышла на стадию коммерческого производства и выпускаются аффилированной с НИЦ "Курчатовский институт — Институт молекулярной генетики" фирмой "Нанодиагностика", — поясняет руководитель центра клеточных и генных технологий Владимир Демкин. — Эта тест-система является уникальной не только в России, но и в мире, так как в ходе одной реакции мы можем не только диагностировать микоплазмоз, но и сразу идентифицировать вид возбудителя».

В целом показатели заболеваемости и частота различных штаммов у кошек Москвы и Московской области оказались близки к общеевропейским. Кроме того, выяснилось, что среди зараженных гемотропными микоплазмами особей процент носителей вируса иммунодефицита выше почти в два раза (17,6 % против 6,7 %). Хотя кошки со сниженным иммунитетом действительно могут быть более уязвимыми перед инфекцией, ученые подчеркивают, что для окончательных выводов необходимо исследовать большее количество животных.

Письма на заметку. Собаки. Отцы. Искусство

Жители горных деревень на севере Индии не подозревали, что лук, который они едят, является неизвестным науке видом

Планетологи считают, что на Венере никогда не было океанов

Противовирусный препарат помог мышам с мышечной дистрофией

Патриотизм снизу. «Как такое возможно, чтобы люди жили так бедно в богатой стране?»

Сфокусированный ультразвук помогает лекарствам проникнуть в мозг