Ученые поймали более 5000 птиц, чтобы узнать, как это делали неандертальцы

Гильермо Бланко (Guillermo Blanco) из Национального музея естественной истории в Мадриде, Антоние Санчес-Марко (Antonio Sánchez-Marco) из Каталонского института палеонтологии и Хуан Хосе Негро (Juan José Negro) из биостанции Высшего совета по научным исследовании Испании в Доньяне провели экспериментальное исследование, чтобы подтвердить гипотезу о том, что неандертальцы могли охотиться в пещерах на альпийских галок. Для этого ученые сами отправились в пещеры и поймали там руками более пяти тысяч птиц.

Существует немало археологических данных, указывающих, что неандертальцы добывали птиц, включая врановых, голубей и хищных птиц. В новом исследовании ученые сосредоточили свое внимание на том, как неандертальцы охотились на альпийских галок, которые селятся в пещерах. Ученые сначала провели обзор литературы, чтобы выяснить, сколько окаменелостей альпийских галок было найдено в пещерах, где также обнаружились останки или орудия неандертальцев. В Европе таких случаев оказалось очень много, особенно на Пиренейском полуострове. В девяти местах на останках альпийских галок были следы обугливания, укусов или порезов от каменных орудий.

Птицы могли служить ценным источником питания для первых гоминидов, особенно красноносая альпийская галка (клушица), в которой повышена концентрация каротиноидов, важнейших питательных микроэлементов. Поведение и социальные навыки, необходимые для ловли птиц, должны были иметься у неандертальцев, живших в группах из 10–20 взрослых вместе с детьми. Поскольку альпийских галок трудно поймать днем на открытом воздухе, вероятно, охоту на них вели по ночам, когда птицы отдыхают в пещерах.

Затем ученые решили проверить свою гипотезу на практике. В течение нескольких лет исследователи посещали пещеры и научились ловить альпийских галок под покровом ночи. Они использовали лампы, чтобы ошеломить спящих птиц. Лампы играли роль факелов, которые, возможно, применяли с этой целью неандертальцы. После эксперимента всех птиц выпускали целыми и невредимыми. В 296 испытаниях на 70 местах ночевки альпийских галок ученые поймали в общей сложности 5525 птиц.

«Мы пришли к выводу, что альпийские галки были уникально уязвимы для неандертальцев, если те использовали в ночных пещерах искусственное освещение, такое как огонь, — говорит палеоорнитолог Антонио Санчес-Марко. — Мы показываем, что при ослеплении альпийские галки либо пытаются вырваться наружу, и в этом случае их можно поймать сетями, перегородив вход, либо взлетают вверх к потолку, где их часто можно поймать руками. Две-три галки дают достаточно энергии для полноценного питания взрослого неандертальца, в то время как несколько опытных охотников могут легко поймать от 40 до 60 птиц за ночь».

Работа опубликована в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Письма на заметку. Собаки. Отцы. Искусство

Жители горных деревень на севере Индии не подозревали, что лук, который они едят, является неизвестным науке видом

Планетологи считают, что на Венере никогда не было океанов

Противовирусный препарат помог мышам с мышечной дистрофией

Патриотизм снизу. «Как такое возможно, чтобы люди жили так бедно в богатой стране?»

Сфокусированный ультразвук помогает лекарствам проникнуть в мозг