Выявлен ген, с помощью которого возбудитель туберкулеза снижает иммунитет человека

Исследователи из Университета Мэриленда обнаружили способ, которым возбудитель туберкулеза может ослабить реакцию иммунных клеток человека. В частности, они идентифицировали ген, который позволяет бактерии подавить иммунную защиту в инфицированных клетках.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно туберкулезом заболевают около 10 миллионов человек и умирают от него 1–2 миллиона человек. Доступные методы лечения эффективны только на 85 %, а формы туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью представляют угрозу общественному здоровью во многих регионах мира. Когда Mycobacterium tuberculosis заражает человека, иммунный ответ организма имеет решающее значение для того, как болезнь будет прогрессировать.

«Для разработки новых терапевтических мишеней необходимо понять молекулярные механизмы взаимодействия бактериальных белков с клетками человека, — говорит профессор клеточной биологии и молекулярной генетики Фолькер Брикен (Volker Briken). — Удивительно, что мы обнаружили никогда ранее не наблюдавшееся взаимодействие между бактериями, вызывающими туберкулез, и сигнальной системой клеток человека, которая важна для защиты клетки от патогенов». Брикен и его команда заражали макрофаги человека либо бактерией, вызывающей туберкулез, либо невирулентной бактерией и наблюдали за реакцией клетки. Исследователи обнаружили, что белковый комплекс, называемый инфламмасомой, оказывался резко ограничен в клетках, инфицированных Mycobacterium tuberculosis, но не в клетках, зараженных невирулентными бактериями. Инфламмасома обеспечивает часть врожденного иммунитета. В ее состав входят рецепторы, опознающие проникшие в клетку патогены, и в случае их обнаружения инфламмасома запускает процесс, приводящий к разрушению клеточной мембраны и гибели клетки вместе с проникшим в нее врагом.

Ученые решили определить, как у Mycobacterium tuberculosis генетически запрограммирована способность ингибировать инфламмасому. Исследователи вставляли гены Mycobacterium tuberculosis в невирулентные виды микобактерий и снова заражали ими макрофаги. Они обнаружили, что заражение невирулентными бактериями, несущими ген под названием PknF, подавляло воспалительный ответ в клетках-хозяевах. «Мы не знаем, как этот ген ингибирует инфламмасому, — говорит Фолькер Брикен. — Но функция этого гена заключается в регулировании производства и/или секреции липидов, поэтому мы думаем, что, возможно, бактерия изменяет секрецию липидов таким образом, чтобы влиять на инфламмасому. Это то, что мы будем выяснять в будущих исследованиях».

Исследование опубликовано в журнале PLOS Pathogens.

11:00