Три коричневых карлика вращаются с рекордной скоростью

При помощи инфракрасного космического телескопа «Спитцер» ученые обнаружили, что три коричневых карлика вращаются вокруг своей оси с рекордно большой скоростью. Исследователи полагают, что такая скорость вращения близка к максимально возможной для этого типа небесных тел.

Коричневые карлики весьма массивны по меркам планет, однако им все-таки не хватает массы, чтобы стать полноценными звездами. Они в 12–80 раз тяжелее Юпитера, но примерно в сто раз легче Солнца. В недрах коричневых карликов даже идут термоядерные реакции синтеза, но выделяемой ими энергии мало. Когда ядра легких элементов заканчиваются, коричневые карлики довольно быстро остывают. Несмотря на название, коричневые карлики светят красным или пурпурным светом.

В 1998–2001 годах под руководством ученых Массачусетского университета и NASA проводилось обследование всего неба на длине волны два микрона (Two Micron All Sky Survey, 2MASS). В ходе него было обнаружено более 300 миллионов объектов, включая малые тела Солнечной системы, маломассивные звезды, туманности, звездные скопления, галактики. В их число вошли и 173 неизвестных ранее коричневых карлика, три из них (2MASS J03480772-6022270, 2MASS J12195156 + 3128497 и 2MASS J04070752 + 1546457) стали объектом нынешнего исследования.

Благодаря наблюдениям «Спитцера» удалось установить, что эти коричневые карлики совершают оборот вокруг своей оси за 1,08, 1,14 и 1,23 часа соответственно. Предыдущий рекорд скорости вращения коричневых карликов составлял 1,4 часа, а Юпитер, для сравнения, делает один оборот за 10 часов. Исходя из размера этих небесных тел, астрономы подсчитали, что самый большой из трех коричневых карликов вращается со скоростью более 100 км в секунду. Полученные результаты были подтверждены при помощи наземных телескопов Gemini North и Magellan.

«Похоже, мы столкнулись с ограничением скорости вращения коричневых карликов, — говорит первый автор исследования Меган Тэннок (Megan Tannock) из Университета Западного Онтарио. — Несмотря на обширные поиски, проведенные нашей командой и другими, не было обнаружено коричневых карликов, которые вращаются быстрее, чем эти. Фактически, более быстрое вращение может привести к тому, что коричневый карлик разорвется на части».

Статью с описанием результатов исследования опубликовал Astronomical Journal.

Костюм супергероя

Деградация международного правового порядка?

Время переменных. Математический анализ в безумном мире