Представители Счетной палаты в годовом отчете написали, что увидели риски повторного топливного кризиса, который был в 2018 году, передает РБК со ссылкой на документ.
В отчете указано, что розничные цены на топливо могут значительно вырасти, а это вызовет социальную напряженность. Аудиторы напомнили, что весной 2018 года в России зафиксировали резкий рост стоимости бензина после повышения мировых цен на нефть. Из-за этого правительство прибегло к демпферному механизму, с помощью которого удалось минимизировать эффект от колебания мировых цен на нефть на стоимость топлива в России. Это позволило стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке.
Демпфирующий механизм работает таким образом: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали стоимость в стране. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники отдают государству частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.
В СП пояснили, что в конце прошлого и начале этого года стоимость нефти снова начала расти. Российские власти рекомендовали нефтяникам увеличить нагрузку на свои заводы для удовлетворения растущего спроса. А в Минэнерго, заявили, что продолжают применять демпфер. В ведомстве отметили, что благодаря этому цены на АЗС в прошлом году держались в рамках инфляции. По данным министерства, розничная цена бензин Аи-92 выросла за год на 2,2-2,5% при инфляции 4,9%.
Сейчас Минэнерго и Минфин корректируют демпфирующий механизм в сторону его увеличения. Вице-премьер Александр Новак пояснил, что нововведения могут вступить в силу с 1 мая.
15 марта Московская топливная ассоциация сообщила, что средние цены на бензин на столичных АЗС продолжают расти уже 13 недель подряд. С 9 по 15 марта сильнее всего подорожал бензин Аи-98. Он вырос на 9 копеек — до 55,92 рубля за 1 л.