Китайская логистическая компания Cainiao («Цайняо»), которая принадлежит Alibaba Group, запускает сеть собственных постаматов в России. В течение года в стране появится более 1 тыс. постаматов, пишет «Коммерсантъ».
Руководитель по стратегическому развитию постаматной сети Cainiao в России Ксения Киянцева сообщила, что на первом этапе компания начнет установку точек выдачи в Москве, Московской области и крупнейших мегаполисах. «В течение года Cainiao расширит постаматную сеть на миллионники и города с населением от 500 тыс. человек. В течение года мы планируем разместить более тысячи постаматов по всей стране и сейчас активно расширяем пул партнеров как в Москве, так и в регионах», — рассказывает Киянцева.
Новые постаматы в России будут брендированы Cainiao и AliExpress, так как они станут дополнением к партнерским пунктам выдачи заказов AliExpress. Всего у AliExpress в России около 15 тыс. пунктов выдачи, не считая отделений «Почты России». За год компании удалось снизить средние сроки доставки в крупнейшие города РФ до 15 дней. В AliExpress считают, что расширение собственной постаматной сети в регионах позволит компании достичь аналогичных результатов в средних и малонаселенных городах. Отмечается, что доставка в постаматы Cainiao станет доступна покупателям наряду с другими способами получения заказов с 11 ноября.
Первое время доставку в постаматы Cainiao в России будут осуществлять иностранные продавцы, позднее доступ к ним получат и российские компании. Сейчас Cainiao ведет переговоры с ритейлерами о партнерстве.
Cainiao является вторым по объемам в мире грузовым трансграничным перевозчиком: компания осуществляет около 2 млн отправлений в день. Более 25% всех посылок, которые обрабатывает Cainiao, приходится на Россию. В Китае постаматная сеть Cainiao объединяет около 100 тыс. точек. Российская сеть постаматов Cainiao будет первой за пределами Китая.
В июне представители компании сообщили, что в течение года инвестирует более 1 млрд рублей в российский рынок, в том числе локализацию, поддержку продавцов и развитие IT-инфраструктуры. Cainiao и «AliExpress Россия» запустили специализированные склады для интернет-торговли и начали субсидировать доставку для российских продавцов.
В России постаматные сети развивают Ozon — у них более 6 тыс. точек, «Яндекс.Маркет» — более 600 точек, PickPoint — 4,8 тыс. постаматов (с учетом партнерских — 7,5 тыс.) и другие. Около 10 тыс. постаматов планирует установить «Сберлогистика» Сбербанка, 5 тыс.— «Почта России».
Гендиректор PickPoint Надежда Романова назвала сеть Cainiao в 1 тыс. постаматов «тестовой», по ее мнению, на рынке это будет «капля в море». Она отметила, что в краткосрочной перспективе установка постаматов не скажется ни на сроках доставки, ни на качестве логистики площадки.
Руководитель направления онлайн-ритейла Nielsen в России и Восточной Европе Александр Шуркаев считает, что постаматы Cainiao помогут сократить сроки доставки посылок, хотя в логистике трансграничных покупок больше всего времени уходит на первые этапы пути посылок, чем на «последнюю милю».
Компания «AliExpress Россия», куда входят онлайн-площадки AliExpress, Tmall, Pandao, работает с 2018 года. Это совместное предприятие Alibaba Group, Mail.ru Group, «Мегафона» и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в сфере электронной коммерции в России и СНГ. Оборот AliExpress в России первом полугодии 2020 года составил 100 млрд рублей, 13% оборота обеспечили российские продавцы.