28 марта 2024, четверг, 12:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 июля 2020, 00:01

Алексей Герман

Алексей Юрьевич Герман
Алексей Юрьевич Герман
/ YouTube.com

20 июля 1938 года родился Алексей Герман, кинорежиссёр

 

Личное дело

Алексей Юрьевич Герман (1938-2013) родился в Ленинграде в семье писателя Юрия  Германа и Татьяны Риттенберг. Незадолго до рождения Алексея его отец получил квартиру на Мойке - напротив последнего дома А.С. Пушкина, ныне его музея.

После начала Великой Отечественной войны, Юрий Герман оказался на Северном флоте, в Полярном, а Алексей с мамой были эвакуированы в Архангельск. Отец зачастую приходил в Архангельск с военными конвоями из Мурманска, а когда в войне произошел перелом,  забрал семью к себе в Полярное.

Вскоре после Победы семья вернулась в Ленинград, однако у Алексея начался туберкулез, и родители решили увезти его из города. Они переехали в Келломяки (ныне Комарово), где им выделили маленькую дачу. Алексей пошел в местную школу - сразу в 3 класс. В это время в нем пробудилась страстная тяга к чтению. Он запоем читал «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна и «Два капитана» Вениамина Каверина.

В 1948 году семья вернулась в Ленинград. В 5-м классе Алексей начал заниматься боксом, а также страстно увлекся театром. Он пересмотрел все, что позволительно было пересмотреть, и даже участвовал статистом в нескольких спектаклях. Однако о профессии режиссера тогда не задумывался и после школы мечтал стать врачом. Юный Герман ходил со студентами на занятия по анатомии и собрал целую библиотеку медицинской литературы.

В выборе жизненного пути Алексея Германа решающую роль сыграл его отец. Юрий Павлович рассказывал сыну про Всеволода Мейерхольда, который когда-то в самом начале его литературной карьеры пригласил его, 22-летнего, написать пьесу для своего театра. Пробуждению интереса к режиссуре способствовало и общение с друзьями отца, в частности с Евгением Шварцем.

В 1955 году Алексей Герман поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в мастерскую Григория Козинцева. Курс вел Александр Музиль.

«Мы с отцом договорились, что буду поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино на режиссерский факультет, но, так сказать, «на общих основаниях», свое происхождение скрою. Примут — примут, не примут — пойду в медицинский. До какого-то тура я сумел дотянуть «инкогнито», но потом дела мои были бы плохи, если бы (об этом я узнал много позже) Григорий Михайлович Козинцев не пошел хлопотать за меня. И вдруг поступать мне стало удивительно легко. Я был принят на режиссерский (случай неслыханный) семнадцати лет», - вспоминал Герман.

Сокурсники Алексея в большинстве своем были намного старше, многие уже имели высшее образование и навык работы в театре. «Оказавшись среди людей, которые знали больше, окончили университеты, я попал именно в ту среду, в которой нуждался, – говорил Герман. – Я должен был тянуться за ними, соревноваться, доказывать, что не хуже остальных».

Режиссерский факультет Алексей Герман окончил в 1960 году. В качестве дипломной работы поставил первый акт из «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца с Сергеем Юрским в роли Короля. Герман работал увлеченно, и спектакль получился. О нем говорили, фрагменты из него были показаны по телевидению, а Юрский позже написал в своей книге, что это было самое интересное из сделанного им в молодости.

Еще учась в институте, Алексей Герман, имевший как отличник право выбора театра для практики, выбрал ленинградский Большой драматический театр, которым руководил  Георгий Товстоногов. Поначалу мэтр не замечал нахального студента. «на мне висело клеймо бездаря, папенькиного сынка, пересилить которое не могли ни мои пятерки, ни «Обыкновенное чудо», ничто. Меня назначили дежурным режиссером. В программках писалось: «Дежурный режиссер Герман». В мои обязанности входило следить за тем, чтобы спектакли не разбалтывались и не забалтывались — игрались так, как были поставлены», - вспоминал Алексей.

Первый после получения диплома самостоятельный спектакль Герман поставил в Смоленске - пьесу-сказку Владимира Гольдфельда «Мал, да удал». Детям спектакль очень нравился, зал буквально ломился от публики.

Проработав некоторое время в Смоленском драматическом театре, Герман тяжело заболел и родители настояли на его возвращении в Ленинград. Накануне отъезда пришла телеграмма от Товстоногова, сообщавшая о зачислении его в БДТ режиссером-ассистентом.

У Товстоногова Герман проработал режиссером с 1961 по 1964 годы. Поставил на малой сцене  БДТ веселую украинскую комедию «Фараоны». «Я сделал из этой пьесы что-то вроде мюзикла, заказал написать для нее стихи, посадил на заборе двух петухов, казавшихся нарисованными, но вдруг оживавших (это были куклы) и начинавших кукарекать. Товстоногову все очень нравилось, спина его содрогалась от смеха, но положение мое в театре и после этого не изменилось», - вспоминал режиссер.

Герман фонтанировал идеями, но все, что он предлагал, поддержки не находило. В итоге, узнав, что Козинцев будет набирать Высшие режиссерские курсы, он решил уйти из театра и попробовать себя в роли кинорежиссера.

В 1964 году Алексей Герман пришел работать на киностудию «Ленфильм». Свою работу в кино он начал вторым режиссером в картине Владимира Венгерова «Рабочий поселок», а в 1967 году совместно с Григорием Ароновым выпустил фильм «Седьмой спутник».

Первой самостоятельно поставленной картиной Алексея Германа стала «Операция «С Новым годом» по одноименной повести его отца Юрия Германа. Фильм был снят в 1971 году, но на экраны в то время не вышел, поскольку в Госкино картину встретили враждебно. Тогдашний начальник главка Борис Павленок заявил, что пока он жив, «эта гадость на экраны не выйдет». Несмотря на заступничество Козинцева, Хейфица и Товстоногова, фильм был положен на полку. Он вышел на экраны только спустя долгих 14 лет - в 1985 году - под названием «Проверка на дорогах». Роль старшего лейтенанта Локоткова в этой картине сыграл Ролан Быков, а майора Петушкова - Анатолий Солоницын. В 1988 году за ленту «Проверка на дорогах» режиссер был награжден Государственной премией СССР и получил звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Другой не менее известной работой Алексея Германа стал фильм «Двадцать дней без войны», снятый им в 1976 году по произведению Константина Симонова. Главные роли в фильме сыграли Юрий Никулин и Людмила Гурченко. Над этой картиной Герман работал два года, хотя обычно на односерийную картину полагалось всего шестьдесят — восемьдесят съемочных дней.

Картину целый год не выпускали на экран, требуя что-то исправить и вырезать. Ни на один фестиваль «Двадцать дней без войны» посланы не были, но стараниями секретаря Союза кинематографистов СССР Александра Караганова, она «по случайности» оказалась в Париже как раз в то время, когда шел Каннский кинофестиваль, и французские критики присудили Герману  премию имени Жоржа Садуля.

Сенсацией стала следующая  лента Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», снятая им в 1984 году также по произведениям отца. Картина была удостоена многих кинематографических наград, в том числе премии «Бронзовый леопард» и ФИПРЕССИ, премии «Э.Артария». За создание этого фильма Герману была присуждена Государственная премия РСФСР.

В 1985 году Алексей Герман был избран секретарём Союза кинематографистов СССР.

Следующей работой Алексея Германа стал фильм «Хрусталев, машину!», снятый в 1998 году. Эта картина принесла режиссеру премию «Золотой Овен» и «Нику» - «За лучшую режиссуру и наилучший фильм».

В 1990 году Алексей Герман создал киностудию «СПиЭФ» (Студия первого и экспериментального фильма) и был её художественным руководителем вплоть до своей смерти.

В 1994 году Алексею Герману было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации.

С 1998 года вёл авторскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

В 2000 году Алексей Герман приступил к съемкам своей последней картины по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом».

С 2010 года занимал пост президента Санкт-Петербургского международного кинофорума.

Последние годы жизни  режиссер много болел. Он перенес серьезную операцию на сердце, которую делали в Германии. Вскоре после возвращения в Россию получил тяжелую травму руки, упав с лестницы. Герману пришлось долго лечиться, из-за чего в очередной раз были перенесены сроки выпуска фильма «Трудно быть богом». В ноябре 2012 года режиссер упал дома, узнав о смерти писателя-фантаста Бориса Стругацкого, и был госпитализирован  с внутричерепными гематомами. В конце декабря ему сделали операцию по удалению гематом, после чего режиссер заболел воспалением легких.

Алексей Герман скончался 21 февраля 2013 года в клинике Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга от почечной недостаточности. Похоронен на Богословском кладбище.

 

Чем знаменит

 
Алексей Герман
 

Алексей Герман-старший за почти полвека творчества создал всего 5 авторских художественных фильмов - «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать дней без войны», «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом» - но каждый их них можно назвать классикой отечественного кинематографа.

Работы Германа отличаются характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки художественных фильмов.

 

О чем надо знать

Картину «Трудно быть богом» Алексей Герман считал главной работой жизни.

Впервые он  решил снять «Трудно быть богом» ещё в 1967 году – всего через несколько лет после выхода книги. Вместе с Борисом Стругацким написал первый вариант сценария и даже получил разрешение на съёмки. Однако после того, как советские войска в августе 1968 года вошли в Чехословакию, сценарий был закрыт.

Спустя тридцать два года Герман приехал именно в Чехию, чтобы здесь снимать «Трудно быть богом» - уже совсем по другому сценарию, написанному вместе с женой Светланой Кармалитой «по мотивам» повести Стругацких..

Работа над фильмом  началась в 1999 году и продолжалась около 14 лет. Завершению работы постоянно что-то мешало. Алексей Герман рассказывал: «Сам обещал закончить уже в этом году, но … семь раз был в больнице. В Германии сделали операцию, сложную, шестичасовую, но… проткнули легкое. Только приехал домой, упал с лестницы - перелом в трех местах.. Неважно себя чувствую, правда. А в фильме – загвоздка с озвучкой. Я, когда приступал к работе, искал типажей по всему городу. Кто их теперь озвучит? Надо искать таких же «типажных» артистов – это сложно».

В итоге режиссер умер, так и не закончив фильм.

«Картина «Трудно быть богом» фактически завершена. Осталось только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал, уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни. Картина не снималась на государственные деньги», - написал Алексей Герман-младший в день смерти своего отца.

Первый публичный показ завершённой картины состоялся в ноябре 2013 года на Римском кинофестивале. Российский прокат фильма начался 27 февраля 2014 года.

В марте 2015 на церемонии награждения кинопремией «Ника» картина была удостоена семи наград, в том числе за лучший игровой фильм года и за лучшую режиссуру.

 

Прямая речь

О своем первом спектакле: «Я ставил пьесу-сказку Владимира Гольдфельда «Мал, да удал» и ей, как и всему, что брался делать, отдал всего себя. Все, что я знал про сказки, всю страсть сердца, все желание сделать спектакль, я вложил в своих товарищей по работе — художника, актеров, театральную молодежь, и они действительно увлеклись так, что когда накануне премьеры запил декоратор, то сами при свете люминесцентных ламп ночь напролет рисовали на занавесе фосфоресцирующих летучих мышей, забыв, что с этими красками разрешается иметь дело не более полутора-двух часов, и дорисовались до того, что у всех нас стали светиться зубы. Придумывали какие-то невероятные трюки, вроде электрического устройства, чтобы из мечей сыпались искры. Заказывали местным поэтам стихи. Короче, в постановку эту я вложил, наверное, не меньше сил, чем Бондарчук во все серии «Войны и мира».

О современном кинематографе: «Я абсолютно разлюбил кино. Я не знаю, что мне делать. Я в нем хорошо разбираюсь, я умею — кто-то так сделал, а я могу сделать лучше, могу прийти и показать как. Очень приличным режиссерам, даже западным. Не знаю, что со мной случилось. Может быть, я бесконечно устал. К тому же нельзя любить то, что тебя бьет. С первого фильма меня выгоняли, угрожали прокурором, и моя мама становилась на колени, умоляя, чтобы я сделал поправки. Но и на то, во что мы все сейчас превратились, мне противно смотреть. У нас практически не осталось хороших артистов, и работать не с кем. Они все одинаково играют. Вот играет артист следователя — и умудряется тридцать серий сыграть на одной улыбке, на одном выражении лица! Какую они все заразу подцепили? Мне с ними неинтересно. Мне хочется работать с артистом, которому интересно, что я ночью придумал. А этим теперешним я рассказываю — и у них глаза делаются как у птицы, которая засыпает».

О приверженности к черно-белому кино: «Мне кажется, что черно-белая картинка заставляет какие-то клетки мозга по-другому шевелиться и все равно видеть цвет. Для меня черно-белое — это не отсутствие цвета, а большее его присутствие. Снимается черно-белое море, и мне оно кажется синим, зеленым или желтым. Черно-белое изображение заставляет твой привыкший к цвету мозг дорисовывать. Поэтому чем меньше цвета в кино — тем лучше. Просто надо знать, как снимать черно-белое кино».

О долгих съемках: «Из того, как я медленно снимаю, сделали цирк, а ведь на Западе огромное количество замечательных режиссеров еще дольше работали — по десять, по двенадцать лет. Кому какое дело, что «Явление Христа народу» художник Иванов писал всю свою жизнь? Он же написал хорошую картину в результате. А рядом художник Иогансон написал много картин — как правило, плохих. Уж лучше одну хорошую».

 

7 фактов об Алексее Германе

  • В «Проверке на дорогах» есть эпизод, когда под заминированным мостом проплывает баржа с советскими военнопленными. Их роли в фильме исполнили заключенные (основная статья — изнасилование). «Какие лица! — повторял вслед за папой Константин Симонов. — Какие лица!» Особенно ему нравился комбриг в центре. В жизни комбриг был барменом-валютчиком из гостиницы «Европейская». Симонов умер и не узнал, что это уголовники. Я не признался: он был советский человек, он бы меня проклял. Но где еще я мог взять шестьсот мужчин в возрасте от 18 до 50, которые согласятся побриться наголо?», - вспоминал Герман.
  • Алексей Герман был автором сценариев всех своих картин. Также он написал несколько сценариев к фильмам, снятым другими режиссерами - «Садись рядом, Мишка!» и «Гибель Отрара». Над сценариями он работал вместе со своей женой Светланой Кармалитой.
  • Алексей Герман сыграл несколько эпизодических ролей в картинах «Сергей Иванович уходит на пенсию», «Рафферти», «Личная жизнь директора», «Канувшее время», «Замок», «Трофимъ», «Мания Жизели» и «Сергей Эйзенштейн. Автобиография».
  • Был награжден орденами Почёта и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
  • За фильмы «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман был удостоен Премии критиков МКФ в Роттердаме в 1987 году.
  • Осенью 2013 года Герман был посмертно удостоен премии Римского кинофестиваля «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство (Lifetime Achievement Award). Награду приняли вдова режиссёра Светлана Кармалита и его сын Алексей Герман-младший. Решение присудить подобную награду ушедшему из жизни кинематографисту было принято впервые в истории европейских фестивалей.
  • Сын  Алексея Германа – Алексей Герман-младший также стал кинорежиссером. Отец, однако, признавался, что не смотрел ни одной его картины, кроме самой первой.

 

Материалы об Алексее Германе

«Я абсолютно разлюбил кино»: одно из последних интервью Алексея Германа

Петр Вайль. Интервью с Алексеем Германом

Алексей Герман в «Энциклопедии отечественного кино»

Биография Алексея Германа  на сайте «Чтобы помнили».

Статья об Алексее Германе в Википедии

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.