Автором приписывавшегося Эль Греко портрета дамы признан художник XVI века Алонсо Санчес Коэльо

Исследователи пришли к выводу, что картина XVI века «Дама в меховой накидке», возможным автором которой долгое время считался Эль Греко, принадлежит другому испанскому художнику — Алонсо Санчесу Коэльо. «Благодаря нашему сотрудничеству с ведущими экспертами в области испанского искусства мы получили более полное понимание и оценку этой важной картины», — говорит глава Музеев Глазго Дункан Дорнан. Об итогах продлившегося четыре года изучения картины рассказывают Glasgow Life и Artdaily.com.

«Дама в меховой накидке» была подарена Музеям Глазго в 1967 году внучкой коллекционера Уильяма Стерлинга Максвелла, который приобрел эту картину в 1853. Хотя она стала одной из самых ярких жемчужин музейной коллекции, автор картины оставался неизвестным.

С 2004 года изучением картины занимались специалисты из Прадо, Университета Глазго, Бернского университета прикладных наук и Музеев Глазго. Ими применялся целый ряд методов, включая фотографирование с использованием рассеянного света, УФ-флуоресцентную съемку, рентгенографию, инфракрасную рефлектографию, стереомикроскопию, рентгеновскую флуоресцентную спектроскопию и энергодисперсионную рентгеновскую спектроскопию. Помимо определения состава красок и техники, использованной автором, ученые сопоставляли «Даму в меховой накидке» с работами Эль Греко и других художников его времени. Марк Рихтер из Университета Глазго рассказывает: «Благодаря техническому анализу поверхности картины, а также анализу микроскопических образцов краски мы теперь знаем гораздо больше о том, как был написан этот загадочный портрет и как соотносятся его материалы и методы создания с другими работами. Все свидетельства указывают, что материалы и методы, использованные при создании картины, соответствуют практике XVI века в Испании. Тем не менее состав слоев у "Дамы в меховой накидке" отличается от картин, которые принадлежали Эль Греко. В XVI веке, когда была написана эта картина, эти слои обычно включали в себя грунтовочный слой, несколько слоев краски и, наконец, лак. Технический осмотр, проведенный Музеем Прадо и Университетом Глазго, позволил нам детально изучить эти слои. Их состав значительно отличается от слоев, которые можно увидеть на произведениях Эль Греко. Одно из главных отличий заключается в том, что Эль Греко обычно грунтовал свои холсты грунтом коричневато-красного цвета. Этот характерный слой нередко включал в себя драгоценные пигменты других цветов, что говорит о том, что художник использовал соскобы из своей палитры. Грунтовочный слой "Дамы в меховой накидке" не соответствует этому, он светло-серого цвета». Еще одним отличием картины от работ Эль Греко стала техника рисунка, изученная при помощи инфракрасной рефлектографии.

Исследователи признали, что «Дама в меховой накидке» не принадлежит кисти Эль Греко, и стали сравнивать ее с картинами других портретистов, работавших при дворе Филиппа II в Испании. Одним из кандидатов, например, была итальянская художница Софонисба Ангуиссола, которая с 1559 года была придворной художницей Елизаветы Валуа, третьей жены короля Филиппа II. Но наиболее точно техника исполнения картины соответствовала работам Алонсо Санчеса Коэльо (около 1531–1588). Он прославился как портретист и работал при дворе португальского короля Жуана III, а затем — при дворе Филиппа II, где пользовался особым расположением короля. Санчес Коэльо выработал канон испанского придворного портрета, которому следовали его ученики и подражатели. В свое время он был более известен, чем Эль Греко. По словам Хиллари Макартни из Университета Глазго, неверная атрибуция «Дамы в меховой накидке» сыграла важную роль в установлении репутации Эль Греко за пределами Испании в XIX веке, а совсем недавно популярная ассоциация портрета с Софонисбой Ангуиссолой помогла возродить интерес к ее работам. Теперь, наконец, будет восстановлена международная репутация, которой заслуживает Алонсо Санчес Коэльо.

Обсудите с коллегами

18:00

Лев Толстой очень любил детей… Псевдо-Хармс

14:00

На юго-востоке Франции нашли античный «самовар»

12:00

Создан новый сорт яблок, адаптированный к глобальному потеплению

10:10

Самцы глубоководных удильщиков отказываются от иммунной системы, чтобы навсегда прикрепиться к самке

02.08

Сапиенс для пляжа. Изучаем происхождение человека

01.08

Голодная степь. Голод, насилие и создание советского Казахстана

Две Марии Магдалины Две Марии Магдалины Новая картина Микаэлины Вотье Новая картина Микаэлины Вотье
Две Марии Магдалины