28 марта 2024, четверг, 23:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Экзопланета из класса супернептунов найдена недалеко от Солнечной системы

NASA, ESA, D. Aguilar

В двойной звездной системе Gliese 15 астрономы обнаружили экзопланету, принадлежащую к классу супернептунов. Он находится на небольшом по астрономическим меркам расстоянии от Солнечной системы — всего 11,6 световых лет.

Система Gliese 15 состоит из двух красных карликов и существует, по расчетам астрономов, не менее трех миллиардов лет. В 2014 году исследовательская группа во главе с астрономом из Гавайского университета Эндрю Ховардом (Andrew Howard) объявила об открытии экзопланеты из класса суперземель, обращающейся вокруг Gliese 15A, более крупной звезды в системе. Планета, получившая название Gliese 15Ab, массой втрое превосходит Землю. Она обращается вокруг своей звезды всего за 11,44 дня, а температура ее поверхности — 276°C.

В новом исследовании Маттео Пинамонти (Matteo Pinamonti) из Астрофизической обсерватории Турина и его коллеги проанализировали наблюдения звезды Gliese 15A, сделанные при помощи спектрографа HARPS-N на Национальном телескопе «Галилей» (Telescopio Nazionale Galileo), работающем на Канарских островах, и эшелле-спектрометра высокого разрешения в Обсерватории Кека на Гавайях. При помощи метода лучевых скоростей, позволяющего выявить небольшие смещения звезды под действием гравитации обращающихся вокруг нее планет, ученые обнаружили у Gliese 15A еще одну планету.

По принятой у астрономов системе новая планета получила обозначение Gliese 15Ac. Ее масса превышает массу Земли в 36 раз, следовательно, она попадает в редкий класс супернептунов (к нему относятся планеты размером в 5–7 диаметров Земли и массой 20–80 масс Земли). Таких планет известно немного, например, к ним относятся HAT-P-11b в созвездии Лебедя и  K2-33b в созвездии Скорпиона. Примечательно, что оборот вокруг звезды эта планета совершает за 7600 дней (20,8 года), что делает ее самой долгопериодической планетой с массой менее Юпитера, которую удалось открыть методом лучевых скоростей. Ну, а система Gliese 15 стала теперь самой близкой к Солнцу многопланетной системой, известной астрономам.

Об открытии рассказывает статья в журнале Astronomy & Astrophisics.