После реставрации публика увидела картину флорентийской художницы XVI века

Картина «Тайная вечеря» работы флорентийской художницы Плаутиллы Нелли после продлившейся четыре года реставрации вывешена в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции, сообщает Artnet.com.

Плаутиллу Нелли называют первой женщиной-художницей итальянского Ренессанса, имя которой дошло до нас. Родившаяся в 1524 году в богатой флорентийской семье Пулисена Маргарита Нелли в возрасте четырнадцать лет была пострижена в монахини и получила имя сестра Плаутилла. Она провела всю жизнь в монастыре святой Екатерины Сиенской на площади Сан-Марко в Флоренции, долгое время занимая пост его настоятельницы. Живопись она изучала самостоятельно, копируя работы Фра Бартоломео, Аньоло Бронзино и Андреа дель Сарто.

Джорджо Вазари отмечает, что «на ее работах лица и фигуры женщин, на которые она могла вволю наглядеться, значительно лучше и более похожи на живые, чем головы мужчин. В некоторых своих работах она изобразила в лицах женщин мадонну Костанцу деи Дони, которая в наше время служит примером необычайной красоты и добропорядочности, причем изобразила настолько хорошо, что от женщины, не обладающей по названным причинам достаточным опытом, больше в живописи пожелать невозможно» (А. И. Венедиктов и А. Г. Габричевский). Она не имела возможности изучать анатомию и писать с натуры обнаженное мужское тело, так что часто считают, что фигуры мужчин на ее картинах имеют «женские черты». Историк искусства Винченцо Марчезе даже передает историю о том, как сестра Плаутилла, чтобы изобразить обнаженное тело распятого Христа, воспользовалась в качестве натуры телом недавно умершей монахини, и в монастыре говорили, что у нее получился не Христос, а Христа (in luogo di Cristi faceva Criste). В монастыре она основала мастерскую, а несколько монахинь учились у нее живописи. Монахини продавали свои работы богатым флорентийцам, получая деньги на нужды монастыря. Умерла Плаутилла Нелли в 1588 году.

Плаутилла Нелли писала как крупные полотна на религиозные сюжеты, так и миниатюры, которые, по свидетельству Вазари, имелись в домах многих горожан. Свою «Тайную вечерю» Плаутилла Нелли предназначала для монастырской трапезной. Картина размером 6,4 на 1,8 метра с полноразмерными фигурами была закончена в 1560-х годах. Это единственная работа, на которой сохранилась авторская подпись («Сестра Плаутилла. Молитесь о художнице»), авторство остальных сохранившихся картин Нелли устанавливается по косвенным признакам.

Долгое время «Тайная вечеря» Нелли находилась в хранилище базилики Санта-Мария-Новелла, пока не была обнаружена там членами некоммерческой организации «Продвижение женщин-художников» (Advancing Women Artists, AWA), деятельность которой направлена на поиск и реставрацию произведений женщин-художниц Флоренции. Средства на восстановление картины были собраны благодаря частным пожертвованиям. Все работы были проведены реставраторами-женщинами.

Теперь картина Плаутиллы Нелли вывешена напротив «Тайной вечери» ее современника Алессандро Аллори. «Мы восстановили холст и, в то же время, заново открыли историю Нелли и ее личность. У нее был мощный мазок и она загружала свои кисти краской, — говорит Росселла Лари, руководившая реставрацией. — Плаутилла знала, чего она хочет, и достаточно владела своим ремеслом, чтобы достичь этого».

Обсудите с коллегами

13:00

Сосуд в форме лебедя из китайской гробницы содержит три литра неизвестной жидкости

12:00

Подгоревший две тысячи лет назад хлеб был выброшен в мусор, но теперь найден археологами

10:20

Астрономы открыли гигантские магнитные пятна на горячих звездах

01.06

От нейронов до гормонов. Современные научные знания о геронтологии

01.06

Купальня римской эпохи найдена в швейцарском Бадене

01.06

Позолоченная обувь найдена в средневековой гробнице в Корее

Новая картина Микаэлины Вотье Новая картина Микаэлины Вотье Микаэлина Вотье Микаэлина Вотье
Новая картина Микаэлины Вотье