В римской церкви обнаружили хорошо сохранившуюся средневековую фреску

Фреску XII века обнаружили в римской базилике святых Вонифатия и Алексея. Фреска стала недоступной после одной из перестроек церковного здания и в течение нескольких веков оставалась нетронутой, что, по словам реставраторов, обеспечило её хорошую сохранность.

Искусствовед Клаудиа Виджиани (Claudia Viggiani) наткнулась на упоминания о фреске в письме, которое в 1965 году написал чиновник управления памятников области Лацио. Там говорилось, что при ремонте колокольни была найдена фреска «в отличном состоянии», но даже не упоминалось, в какой из церквей Рима это произошло. Наконец, поиски привели Виджиани в базилику Вонифатия и Алексея на Авентинском холме. За маленькой дверью она обнаружила узкий простенок, в котором и находилась фреска, примерно половина изображения скрыта за построенной позже стеной.

Фреска датируется серединой XII века. Видимая её часть имеет 0,9 метра в ширину и почти 4 метра в высоту. В верхней её части изображены святой Алексей и Иисус Христос, в нижней — фигура ангела и здание с колоннами. По периметру фрески идет полихромное обрамление в виде сложного орнамента. Сейчас над стабилизацией фрески работает реставратор Сюзанна Сармати.

Первая церковь на этом месте была построена в V веке. По преданию, именно здесь находился дом римского сенатора Евфимиана и его жены Аглаиды, благочестивых христиан, у которых был сын Алексей. Как известно из жития, в ночь после свадьбы Алексей покинул невесту и родителей и долгое время скитался на Востоке, прославившись аскетизмом и праведностью. После странствий он вернулся в дом родителей как нищий, просивший приюта, и много лет жил там неузнанный. Лишь после смерти Алексея его родные узнали, кем он был, из оставленного им свитка. Алексей признан святым как православной, так и католической церквями и известен под именем Алексея, человека Божия.

Историки говорят, что культ Алексея зародился в восточной части Римской империи, а в Рим был занесён, когда в 977 году в Италии получили приют митрополит Дамаска Сергий и греческие монахи, бежавшие от мусульман. Папа Бенедикт VII передал им церковь святого Вонифатия на Авентине. В начале XIII века при строительстве нового здания церкви были обретены мощи Алексея, и теперь они находятся под престолом главного алтаря вместе с мощами Вонифатия. После этого церковь ещё неоднократно перестраивалась, а в XVIII веке пережила значительную переделку. В ходе какого-то из этих строительств фреска и была скрыта от взоров прихожан, и постепенно о её существовании забыли.

Обсудите с коллегами

24.01

«Писать о минувшем нет никаких сил… » Из блокадного дневника ленинградской школьницы

PRO SCIENCE
24.01

«Не развеивать грез, пока свет не погас…» Памяти Анатолия Наймана

PRO SCIENCE
24.01

Самые древние образцы заваренного чая датируются V веком до нашей эры

PRO SCIENCE
24.01

Своевременное лечение способно предотвратить аллергию на арахис у детей

PRO SCIENCE
24.01

Обнаружена связь между курением дедов и ожирением у их внучек

PRO SCIENCE
23.01

Как ломаются спагетти и другие задачи по физике

PRO SCIENCE
На «диком» пляже в Якутске утонули трое детей и четверо взрослых