На полярном сиянии Юпитера обнаружен "отпечаток" Европы

Группа исследователей под руководством Дени Гродена (Denis Grodent) из Льежского университета (Universite de Liege) в Бельгии обнаружили на снимках полярного сияния Юпитера в ультрафиолетовом диапазоне, полученных с помощью орбитального телескопа Хаббла (Hubble Space Telescope) яркое пятно с длинным хвостом, которое может свидетельствовать об электромагнитном взаимодействии спутника Юпитера Европы с атмосферой планеты, сообщает New Scientist.

Считается, что спутник Ио является причиной яркого сгустка излучения, за которым тянется длинный след, опоясывающий половину Юпитера.  Проанализировав 45 снимков космического телескопа Хаббла, Гроден с коллегами предполагают, что спутник Европа взаимодействует с атмосферой Юпитера аналогичным образом, хотя гораздо слабее, чем Ио.

Согласно современной теории, полярные сияния Юпитера возникают благодаря заряженным частицам, устремляющимся вдоль магнитных силовых линий планеты в атмосферу полюсов, где они взаимодействуют с ионизированными газами и вызывают их свечение. На Земле тот же самый процесс приводит к возникновению северного и южного полярных сияний.  Также предполагается, что определенный вклад в полярные сияния вносят спутники планеты, особенно Ио, благодаря вулканической активности которой в атмосферу Юпитера выбрасывается большое количество газов.  Попадая в сильное магнитное поле, они приобретают электрический заряд и оказывают заметное влияние на свечение полярной области.  Теперь обнаружено и влияние другого спутника – Европы.

Но на Европе никакой вулканической активности не обнаружено. Пока неясно, что служит источником заряженных частиц, оставляющих след в полярном сиянии Юпитера.

07:00