28 марта 2024, четверг, 20:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 января 2004, 09:40

Как лечат медицину

На

заседании Правительства РФ 15 января 2004 года было принято решение до 15 февраля 2004 г. доработать проект закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Доклад первого заместителя Министра экономического развития и торговли РФ М.Э. Дмитриева на тему "О состоянии и перспективах обязательного медицинского страхования в Российской Федерации" на этом заседании можно прочесть здесь. “Полит.ру” взяло интервью у внешнего эксперта рабочей группы, готовившей законопроект, сотрудника Института экономики переходного периода, доктора экономических наук Сергея Шишкина (с докладом рабочей группы Института экономики переходного периода, посвященным состоянию и направлениям необходимых преобразований в механизмах финансирования здравоохранения, медицинского и социального страхования, можно познакомиться здесь).

Какие изменения в организации здравоохранения произойдут, если примут законопроект, обсуждавшийся 15 января на заседании правительства?

Меняются принципы страхования. Сейчас у застрахованного нет права выбора страховой медицинской организации. За него это делают работодатели или органы местного самоуправления. Закон создает медицинское страхование, которое дает право самому застрахованному определять своего страховщика. Если ему не нравится, как работает данная страховая организация, он имеет право раз в год перейти в другую. Мы хотим запустить реальные механизмы конкуренции страховщиков за застрахованных. Право перехода заставит думать о застрахованных больше.

Следующий важный пункт, касающийся страховщиков. Сейчас страхователем неработающего населения выступают местные органы власти или исполнительная власть субъектов РФ. Закон говорит о том, что страхователем неработающего населения должны выступать только органы исполнительной власти субъектов РФ. Те проблемы, которые были с уплатой взносов за неработающее население из местных бюджетов, теперь в значительной мере будут сняты, и появляется возможность платить эти взносы только из бюджетов субъектов РФ.

Теперь о неуплате взносов за обязательное медицинское страхование. Это сейчас ключевая проблема, потому что за работающее население мы платим специальный налог, и он исправно поступает, а размеры взносов за неработающее население в законе четко не обозначены, в общем, сколько местные органы власти захотят платить – столько они и платят. Кто-то платит по полной, а кто-то продолжает финансировать лишь свои подведомственные учреждения. Этот закон призван обеспечить переход к обязательному медицинскому страхованию вместо системы прямого бюджетного финансирования медицинских учреждений. Как это предполагается сделать? Согласно закону, ежегодно будет определяться сумма денежных средств, которая должна поступить за одного застрахованного в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Грубо говоря, средняя стоимость затрат на одного застрахованного. Появляется бОльшая определенность, сколько надо платить за одного неработающего человека.

Определен ли при этом минимальный список услуг для заболевшего, за которые обязательно будет заплачено?

Есть программа обязательного медицинского страхования, она ежегодно определяется в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. И в ее составе – программа обязательного медицинского страхования. По стоимости программа ОМС – это примерно 2/3 программы государственных гарантий. Эти программы каждый год утверждаются правительством. Другое дело, это уже на мой взгляд эксперта, что не слишком конкретны наши гарантии для конкретного пациента. Наши гарантии даны слишком в общих формулировках: "обеспечивается бесплатное представление амбулаторной, стационарной помощи", но не очень четко конкретизировано или вообще не конкретизировано, а на что конкретно в праве претендовать застрахованный гражданин. На любые виды медицинской помощи? На определенную помощь по конкретным медицинским показаниям? Или что-нибудь еще? Это у нас четко в законе не сказано. Есть расплывчатые формулировки, что вроде бы все гарантируется. Понятно, что любое государство всю помощь бесплатно всем обеспечить не может. Но это связано не с законом об обязательном медицинском страховании, а с общим подходом к нашим гарантиям в здравоохранении. Что касается закона об ОМС, то с точки зрения гарантий он ничего не меняет, он пересматривает экономический механизм обеспечения этих гарантий.

Очень важный момент, который определяется этим законом: как побудить субъекты заплатить монетой за неработающее население. Заплатить в фонды обязательного медицинского страхования. Закон предлагает следующую модель: федеральный бюджет выделяет для этого специальные средства, федеральный центр в лице Министерства финансов, Министерства здравоохранения, Пенсионного фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования заключает на добровольной основе соглашение с субъектами РФ, с органами исполнительной власти субъектов РФ и с территориальным фондом ОМС о софинансировании платежей за неработающее население. Предложение такое: для того, чтобы заплатить полной монетой за неработающих людей, мы с вами заключаем соглашение - часть денег дает федеральный уровень, часть - субъекты федерации, и эти деньги передаются в территориальные фонды. Вот такой принцип.

Значит ли это, что один субъект федерации может платить меньше, чем другой ?

Сейчас на этот вопрос нет однозначного ответа. Скорее всего - да. Будет разработана специальная методика, которая будет учитывать соотношение размеров средств, которые платят субъекты федерального уровня в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Закон говорит о том, что такая методика будет разработана и размер платежей будет зависеть от этих факторов. Так что - да, регионы будут платить разные суммы.

Есть ли некоторое видение средней пропорции?

Это лучше спросить в Минэкономики, я здесь боюсь ошибиться. Значит, вводится такой механизм. В прошлом году начался эксперимент с софинансированием платежей за неработающих пенсионеров. В 13 регионах Пенсионный фонд заключает такие соглашения с субъектами РФ. В экспериментальном порядке он участвует в софинансировании этих взносов. Этот механизм сейчас расширяется, и там будут не только средства пенсионного фонда. И таким образом, путем заключения добровольного соглашения между федеральным уровнем в лице нескольких органов и каждым субъектом федерации, будет обеспечена оплата полного взноса за ОМС неработающего населения. Если субъект не хочет заключать такого соглашения, то закон говорит, что в этом случае он будет самостоятельно, за счет своих средств, осуществлять финансирование ОМС неработающего населения.

Но при этом объемы этой помощи ему все равно предзаданы?

Объемы медицинской помощи заданы программой ОМС на территории всей страны – это обязаны обеспечить все. Вопрос в финансовых механизмах. Или вы участвуете в общем финансовом механизме, который работает по всей стране, и тогда заключаете соглашение с федеральным уровнем. Или, если вам этот механизм по какой-то причине неудобен, вы хотите не через фонды финансировать, а напрямую платить, используя старую систему, то - пожалуйста, но тогда вы делаете это только за счет средств собственного бюджета. Эта конструкция громоздкая, но совместимая с существующими принципами бюджетного федерализма и существующими возможностями федерального бюджета участвовать в финансировании таких взносов. Это третье крупное нововведение.

Еще одно важное нововведение. Оно связано с ролью страховых медицинских организаций в системе ОМС. Сейчас бОльшая часть страховых медицинских организаций выступает лишними посредниками между территориальными фондами ОМС и медицинскими фондами. Через них прокачиваются деньги и они пассивно эти деньги передают. Часть этих организаций действует очень эффективно, эффективней, чем структурные подразделения территориальных фондов ОМС: осуществляют контроль за качеством медицинской помощи, защиту прав пациента, определенные нововведения – в общем, оправдывают свое существование. Проблема состоит в том, что в нынешнем законодательстве отсутствуют требования, которые должны выполнять страховые медицинские учреждения для повышения эффективности используемых средств в системе здравоохранения. Есть требования к тому, чтобы деньги не разворовывались, чтобы они были доведены до медицинских организаций. Минфин следит за тем, чтобы эти деньги, переданные страховым медицинским организациям, дошли до медицинских учреждений. Но нигде нет требований, чтобы эти деньги не только дошли, но и были эффективно распределены и потрачены. Новый закон пытается этот пробел ликвидировать, и он впервые в нашей стране предлагает ввести систему операционных планов для страховых медицинских организаций. Он заставит страховые медицинские организации разработать операционный план своей деятельности в системе ОМС, и в этом плане должно быть экономически обосновано, почему он заключает договор с таким медицинским учреждением, а не с другим, почему на такие объемы, а не на другие, обосновано оптимальное распределение средств. Т.е. этот механизм операционного плана, который организация должна утвердить, нацелен на то, чтобы заставить медицинские организации думать и об эффективности использования ресурса.

С кем они будут согласовывать эти планы?

Они будут их согласовывать с территориальным фондом ОМС. Закон четко определяет позиции, по которым должно быть осуществлено согласование плана. Это, в частности, означает, что объемы помощи, которая предусмотрена планом, должны соответствовать показателям программы ОМС. Ряд таких ключевых позиций четко предусмотрены законом.

Есть тут следующий момент, который в законе появился в самое последнее время и является довольно спорным. По настоянию Министерства финансов, в нынешней редакции закона произведено некоторое изменение самого понятия страховой медицинской организации. Сейчас в системе ОМС у нас действуют страховые медицинские организации, которые создаются по закону о страховании. И потом они получают лицензию на участие в обязательном медицинском страховании. Т.е. они одновременно попадают под действие страхового законодательства и под действие закона о медицинском страховании. Позиция Минфина, и она сейчас отражена в итоговом документе, состоит в том, что вместо страховых медицинских организаций вводится понятие организаций обязательного медицинского страхования, которые создаются не в соответствии с законом о страховании, а только для работы в системе ОМС, и работают только в рамках законодательства об ОМС. Они выводятся из общего закона о страховании, видимо, для того, чтобы разгрузить Минфин от функций контроля за деятельностью этих организаций. Минфин на этом настоял, хотя мне эта позиция кажется не совсем правильной, потому что потребует разработки новых документов о порядке создания этих организаций обязательного медицинского страхования, и возникает очень высокая опасность, что они могут стать полугосударственными, что исключат возможность участия частных страховщиков и создания конкурентной модели обязательного медицинского страхования. Такая вероятность существует, и это не самое лучшее решение.

Вы несколько раз упомянули слово мы. Кто являлся разработчиком закона и какие экспертные группы принимали в этом участие?

Разработчик – это Минэкономразвития РФ, в рабочей группе принимали участие представители всех заинтересованных ведомств: Министерство здравоохранения, территориальные фонды ОМС, координационный совет объединения работодателей России, профсоюзы и т.д. Я был в составе этой рабочей группы приглашенным внешним экспертом.

Есть ли какое-то видение у правительства, как будет дальше реализовываться эта реформа, или этого общего видения нет, и вопрос преобразований каждый раз является результатом компромисса между различными субъектами?

Я не представляю правительство и поэтому могу говорить только как эксперт. С моей точки зрения, у правительства есть четко зафиксированная в программных документах позиция относительно будущего развития системы здравоохранения. Есть программа долгосрочного социально-экономического развития страны на 10 лет, которая была принята в 2000 году – так называемая программа Грефа, где указаны перспективы развития всей системы здравоохранения. И там как одна из задач была сформулирована задача модернизации и создания системы медико-социального страхования, но по смыслу речь там идет о тех изменениях в системе медицинского страхования, которые и нашли реализацию в этом законе. Именно с 2000 года идет разработка этого закона. Она шла долго – в силу трудностей согласования с Минфином. Этот закон отражает то генеральное видение, которое сформулировано в существующих программных документах. Цели реформы системы здравоохранения, кстати, были озвучены в послании президента – это развитие конкурентной модели медицинского страхования и четкие государственные гарантии для застрахованных. Эти позиции получили отражение в этом законе. Другое дело, что конкретные механизмы реализации направлений развития медицинского страхования были предметом сложной работы по согласованию позиций разных ведомств и групп.

Как можно сформулировать следующие задачи этой реформы?

Во-первых, предстоит очень большая работа по практическому внедрению нового закона, потому что он предусматривает разработку большого количества нормативных актов. Вот вы задали вопрос о том, как будут рассчитываться платежи, а таких вопросов очень много, и сам закон содержит в себе много указаний на нормативные акты, которые будут разработаны и приняты в течение 2-х лет. Это большая работа.

Сама модернизация системы ОМС потребует больших усилий. Есть еще 3 ключевые задачи, которые потребуют действий. Первая – это вопрос об обеспечении реальной сбалансированности государственных гарантий обеспечения медицинской помощи и источников их финансирования. Т.е. на что имеет право гражданин и что он должен получить бесплатно. Тут нужны уточнения.

Вторая задача - реклама ОМС. Третья – нужно изменить статус медицинских организаций. Их сегодняшний статус означает финансирование по смете, утверждение сметы учредителем - это мало экономических прав, и отсюда - неэффективность использования ресурсов. Для того, чтобы медицинские учреждения были заинтересованы в эффективном использовании ресурсов, нужно изменить их статус. И сейчас в правительстве готовятся предложения о создании новой организационно-правовой формы государственной некоммерческой организации, альтернативной форме учреждения. То есть чтобы была не только форма учреждения, но и другая форма - государственной некоммерческой организации. Такая форма важна и для здравоохранения, и для образования.

И четвертый момент, который имеет долгосрочную реализацию – это реструктуризация системы оказания медицинской помощи. Т.е. выведение избыточных мощностей в стационарном секторе, развитие системы врачей общей практики и т.д. Этот вопрос заслуживает отдельного разговора. Сейчас Минздравом ведется разработка программы реструктуризации системы здравоохранения. Нужно оптимизировать сеть медицинских учреждений. Тогда мы сможем сэкономить средства, и имеющимися ресурсами обеспечим населению качественную медицинскую помощь.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.