В пятницу в российской прессе появились сообщение о том, что Министерство энергетики Соединенных Штатов закрыло доступ российским ученым к своим лабораториям. Именно Миниэнерго принадлежит большинство ускорителей частиц в США, так что под вопросом оказалась работа многих физиков.
По некоторым оценкам санкции могут затронуть до тысячи ученых — исключение сделано для тех, кто уже приехал в лабораторию или находится на пути в США. Еще в начале апреля в Росатоме сообщили о том, что Министерство энергетики приостанавливает все совместные проекты .
Согласно информации «Коммерсанта», Министерство энергетики США также запрещает своим сотрудникам посещать Россию, если только поездка не связана с ядерной безопасностью, оружием массового поражения или соответствует «национальным интересам на самом высоком уровне».
Санкции, впрочем, не коснулись поставок российского урана для американских атомных электростанций — а это ключевая сфера сотрудничества двух стран в области мирного использования атомной энергетики. До 2014 года поставки урана в США шли преимущественно по программе ВОУ-НОУ, известной также как «Мегатонны в Мегаватты». Россия «разбавляла» высокообогащенный оружейный уран до низкообогащенного, который был пригоден для использования в АЭС. В настоящее время поставки урана в США в рамках коммерческих контрактов продолжает осуществлять компания «Техснабэкспорт», которая на протяжении двадцати лет поставляла низкообогащенный уран по программе ВОУ-НОУ.
В общей сложности портфель заказов Техснабэкспорта в 2013 году оценивался в почти 25 миллиардов долларов, из них около 5 миллиардов приходилось на контрагентов в Соединенных Штатах.
Также о приостановке сотрудничества с Роскосмосом завили в NASA, это ведомство делает исключение для МКС: пересмотру не подлежат контакты, связанные с работоспособностью орбитальной станции.
Чем больше связей между западными странами и Россией обрывается, тем важнее те контакты, которые все-таки сохраняются.
Например американцам и европейцам в ближайшее время физически не удастся прекратить сотрудничество с Россией в вопросах эксплуатации МКС. Во-первых, целый сегмент станции, без которого она не может существовать, принадлежит Федеральному космическому агентству. Во-вторых, на сегодняшний день только российский космический корабль «Союз» может доставлять людей в космос.
В доставке грузов на орбиту Россия не обладает такой монополией. Конечно, «Прогресс» наиболее частый «гость» на МКС, но грузовые корабли к МКС запускают и космические агентства других стран, а также частная компания SpaceX по заказу NASA. Ротацию экипажа они пока обеспечить не могут.
Также Россия вряд ли будет изгнана из многих европейских научных проектов. И дело тут даже не в том, что санкции со стороны стран ЕС пока что мягче американских, просто Россия вносит значимый вклад в финансирование многих дорогостоящих лабораторий — всего в федеральном бюджете на 2014 год заложено около миллиарда долларов на «взносы в международные научные организации», и это без учета бюджета корпорации Роснано, которая также занимается финансированием совместных научных проектов.
Так, например, Россия ежегодно выделяет для финансирования Большого адронного коллайдера около 10 миллионов евро. Также Москва участвует в строительстве новых исследовательских площадок. На создание ускорительного центра FAIR в Германии Россия в общей сложности выделит около 500 миллионов евро — 17% от бюджета проекта. На термоядерный реактор в Провансе Москва даст до 900 миллионов евро — это 9% от сметы. Соответственно 9% от всего научного персонала реактора будут составлять российские ученые.
Россия в лице Роснано участвует в строительстве Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (European XFEL) в Гамбурге. На этот проект предполагается выделить до 250 миллионов евро при общей стоимости в миллиард — Россия вносит второй по значимости вклад после Германии, на территории которой проект и будет реализован.
Помимо сотрудничества в научной и энергетической сфере, политики западных стран резонно поставили под вопрос военное сотрудничество с Россией. Несмотря на то, что представители отечественного ВПК постоянно заявляют о собственной самодостаточности, внезапно оказалось, что совместных проектов не так уж и мало.
Например Volvo приостановило на неопределенный срок участие своей дочерней компании Renault Trucks Defense в разработке двигателя для новой боевой машины пехоты Atom, которую планировалось производить совместно с «Уралвагонзаводом».
В тоже время самый дорогой российский контракт, который обошелся федеральному бюджету в 1,2 миллиарда евро, пока что пересмотрен. Несмотря на разговоры, контракт с Францией на строительство для российского флота вертолетоносцев класса «Мистраль», пока что, никто отменять не собирается.
В марте, когда во Франции заговорили о возможном отказе от военного сотрудничества с Россией, внезапно выяснилось, что расторжение контракта на постройку «Мистралей» ударит не только по российской обороноспособности, но и по самим французам. Особенно неприятно это было в свете предстоящих муниципальных выборов, которые, впрочем, правящая Социалистическая партия уже проиграла.
Министр иностранных дел Франции тогда заявил, что Париж может «рассмотреть возможность отказа» от поставки в Россию вертолетоносцев класса «Мистраль», однако опасается, что это приведет к сильному сокращению рабочих мест. Министр заявил, что Париж начнет заниматься столь серьезными вопросами только после того, как и в Лондоне задумаются о блокировке средств российских олигархов.
Позже другой представитель французского правительства заявил, что вопрос о расторжении контакта стоит на повестке дня, но будет решен только в октябре, после передачи Тихоокеанскому флоту первого из двух вертолетоносцев, который будет называться «Владивосток».
По иронии судьбы второй вертолетоносец называется «Севастополь». Французам повезло, что корабль заложен только в 2013 году и вряд ли будет завершен раньше 2015. К тому времени, возможно, недовольство по поводу присоединения Крыма поутихнет и военное сотрудничество с Москвой вновь не будет зазорным источником дохода.