Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

Священномученик Николай Аристов

Николай Аристов — дворянин, родился в имении возле села Страхова Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии. Николай Аристов получил образование в гимназии и в течение двух лет, в 1895-1896 годах, был управляющим имения у помещика Алябьева в Тульском уезде.

Более всего его влекла тогда художественная фотография, получившая в это время большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения, и Николай поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевом Посаде. В 1900 году он завел свою фотомастерскую в городе Александрове.

У Николая было две дочери, жена его умерла при рождении третьего ребенка, а через полгода умер и младенец. Николай Аристов жил вдовцом, сам воспитывал дочерей. Одна дочь переболела менингитом, но последствия этой болезни остались у нее до конца жизни.

В 1917 году переехал с дочерями в Сергиев Посад и открыл здесь фотомастерскую, но отказался от нее в 1929 году, когда окончательно определилась глубина экономического разрушения страны, уничтожения любой человеческой инициативы и разграбления народа большевиками. Остаток своей жизни Николай Аристов решил целиком посвятить служению церкви.

В июле 1930 года был рукоположен во диакона к церкви святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде.

5 апреля 1931 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по групповому делу «Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931 г.». Диакона Николая обвинили в том, что он состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации и занимался антисоветской монархической агитацией. Власти подразумевали под этим чтение в храме молитвы об упокоении Российских императоров, когда о.Николаю приходилось прочитывать вслух их имена по поданным запискам.

Следователю диакон Николай сказал: «Против власти ничего не говорил и считаю, что за советскую власть, как за государство, в котором мы живем и от которого зависим, мы должны молиться, чтобы улучшить положение Церкви и предотвратить гонение на Церковь, то есть добиться, чтобы советская власть не устраивала гонение на религию, которое мы в настоящее время отчасти и чувствуем, — в частности, я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу».

6 июня 1931 года Коллегией ОГПУ приговорен к расстрелу.

Расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Обсудите с коллегами

19:14

Анатолий Несмиян – о шантаже в политике

18:53

Александр Замятин – об образе прямой демократии

18:19

Андрей Исэров – о Кавказе

18:01

Пол Стейнхардт — о поисках необычного минерала на Чукотке

18:00

Невозможность второго рода

PRO SCIENCE
17:56

Илья Гращенков – о политических партиях

Преподобномученик Дионисий Петушков