Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

Священномученик Иоанн Смоличев

Иван Смоличев — сын священника из села Княжичи Глуховского уезда Черниговской губернии. В 1912 году по окончании Черниговской духовной семинарии, будучи 23 лет, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В ноябре 1914 году добровольно вместе с отрядом студентов «Русского учительства» ушел на фронт. В армии служил санитаром в звании рядового. Демобилизовался в январе 1918 года и остался служить вольнонаемным в тяжелой артиллерии г. Воронежа и в г. Симбирске.

В августе 1918 года уехал в Томск, где прослушал курс в университете по отдельным предметам. В ноябре 1918 года в Томске был мобилизован в медсанчасть армии Колчака. В конце ноября 1918 года заболел, лечился в советском госпитале, в котором после выздоровления служил лекарским помощником в Красной армии до июля 1920 года.

В июле 1920 года приехал на Украину в г. Нежин. Поступил на службу в канцелярию эвакуационного пункта, где работал до декабря 1920 года. С декабря 1920 года работал учителем в г. Кролевце Черниговской губ. В 1923 году приехал в Чернигов и поступил на службу в губернское архивное управление, где проработал до 1924 года. Женился. В мае 1924 года был рукоположен во иерея епископом Глуховским Дамаскином (Цедриком) в г. Глухове.

15 октября 1930 года арестован Черниговским РО ОГПУ. Из обвинения: «Проводил антисоветскую агитацию, высказывался в пользу религии, являлся активным деятелем Тихоновской организации. Группировал вокруг себя духовенство и прихожан, среди которых распространял и внушал идеи Тихоновщины, выражавшиеся в борьбе с Советской властью за церковь и религию»

8 ноября 1930 года судебной тройкой при Коллегии ГПУ УССР был приговорен к пяти годам лагерного заключения. Отбывал заключение в Свирьском ИТЛ.

После окончания в 1933 году срока заключения служил священником в селе Суна (Малая Суна, ныне Зуевского района Кировской обл.).

В 1936 году арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной церковной группе», заключен в тюрьму г. Кирова. Проходил по групповому делу епископа Дамаскина (Цедрика). 27 октября 1936 года особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам ИТЛ.

4 ноября этапирован в Карагандинский ИТЛ, куда прибыл 7 декабря 1936 года. Находился в Бурминском отделении Карлага, где отбывал срок вместе с еп. Дамаскином, работал счетоводом-бухгалтером. 14 августа 1937 года после задержания епископа Дамаскина также взят в лагере под стражу. Из обвинительного заключения: «Совместно с з/к [епископом Дамаскиным] Цедриком проводил богослужения по религиозным праздникам и в присутствии всех з/к, живущих в бараке. Цедрик благословлял з/к Смоличева. Последний находясь в заключении под руководством Цедрика, проводил контрреволюционную идею, занимался рукописью составления религиозных молитв».

На вопрос следователя, знает ли он, что «религия опиум народа», о.Иоанн ответил: «Я не согласен, что религия является опиумом народа, а наоборот, утверждаю, что правильно понимаемая идея религии обязательно облагораживает человека».

10 сентября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу.

Расстрелян 15 сентября 1937 года в Бурминском отделении Карлага. Погребен в безвестной общей могиле.

Обсудите с коллегами

20:27

Инстинктивная реакция

19:56

Собянин в камуфляже

19:35

«Сталинские сроки пошли»

18:59

Ловушка памяти

18:18

Мобилизация и рынок труда

18:17

Вина и ответственность

Священномученик Иоанн Мельниченко