28 марта 2024, четверг, 18:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Химерные антигенные рецепторы справились с волчанкой

Т-лимфоцит
NIAID/Flickr

Пять человек с тяжелым аутоиммунным заболеванием — системной красной волчанкой — стали первыми в мире, кто получил новаторскую терапию, использующую генетически измененные клетки. Проведенное в Германии исследование привело к ремиссии заболевания у всех пяти пациентов, которые на момент публикации итогов не принимали лекарства от волчанки от трех до семнадцати месяцев. Врачи говорят, что очевидный успех вселяет надежду на борьбу с другими аутоиммунными заболеваниями, такими как ревматоидный артрит и рассеянный склероз.

Новый метод основан на применении Т-лимфоцитов с химерными антигенными рецепторами (chimaeric antigen receptor, CAR). Общее название подобных методов лечения — CAR T-терапия. У пациента берутся его собственные Т-лимфоциты, в лаборатории при помощи специально созданного вируса Т-клеткам передается ген определенным образом модифицированного белка — поверхностного рецептора клетки. Данный белок способен избирательно связываться с выбранным антигеном, который связан с болезнью. Первых больших успехов CAR T-терапия добилась в лечении лейкозов и лимфомы. В 2019 году стало известно, что этот метод терапии был успешно использован при системной красной волчанке (в экспериментах на мышах).

Системная красная волчанка развивается, когда иммунная система ошибочно атакует здоровые ткани и органы. Причины болезни недостаточно понятны, но исследователи полагают, что это может быть вызвано вирусными инфекциями, приемом определенных лекарств и изменениями в организме в период полового созревания и менопаузы. Заболевание поражает примерно одного из тысячи человек, причем женщин гораздо больше, чем мужчин. Его трудно диагностировать, потому что симптомы часто вспыхивают и стихают, а также совпадают с симптомами некоторых других заболеваний. Хотя у многих людей волчанка протекает в легкой форме, она может вызывать сильную усталость, повреждение органов и боль в суставах и мышцах. Одним из наиболее частых признаков является характерная кожная сыпь на лице.

Новый метод лечения испытали на себе четыре женщины и один мужчина в возрасте от 18 до 24 лет, которым не помогали существующие методы. Врачи взяли Т-клетки у пациентов с волчанкой и модифицировали их таким образом, чтобы, вновь попав в организм, они атаковали В-клетки этих пациентов. При волчанке В-клетки вырабатывают аутоантитела, которые вместо защиты организма от вторжения патогенов атакуют здоровые ткани. Терапия фактически уничтожила аберрантные В-клетки пациентов и значительно улучшила их состояние. Тяжелые симптомы, включая артрит, усталость, фиброз сердечных клапанов и воспаление легких, исчезли.

Анализы крови пациентов показали, что их В-клетки восстановились примерно через четыре месяца после лечения, но они больше не производили аномальные антитела, и у пациентов не было никаких проявлений заболевания. В статье исследователи предполагают, что терапия привела к «перезагрузке иммунной системы».

«Мы очень рады этим результатам, — сказал профессор ревматологии Георг Шетт (Georg Schett) из Университета Фридриха — Александра в Эрлангене-Нюрнберге, руководивший работой. — Несколько других аутоиммунных заболеваний, которые зависят от В-клеток и проявляют аутоантитела, могут реагировать на это лечение. К ним относятся ревматоидный артрит, миозит и системная склеродермия. Также такие заболевания, как рассеянный склероз, могут быть очень чувствительными к лечению CAR Т-клетками».

Профессор Шетт и его коллеги хотели убедиться, что терапия не ослабит иммунную систему пациентов и не подвергнет их риску заражения. Чтобы проверить это, они оценили реакцию пациентов до и после терапии на несколько вакцин, в том числе против кори, краснухи, эпидемического паротита, гепатита В, столбняка и дифтерии. Иммунные реакции пациентов существенно не отличались после лечения, что позволяет предположить, что оно в первую очередь нацелено на дефектные клетки, вырабатывающие аутоантитела.

Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.