Джек Кирби — король комиксов

Издательство «Бомбора» представляет книгу Марка Эваньера «Джек Кирби — король комиксов».

Джек Кирби (1917–1994) — выдающийся художник и автор комиксов, и именно из-под его пера вышли Капитан Америка, Халк, Фантастическая Четверка и Люди Икс. Благодаря Джеку Кирби мы знаем не только то, какими характерами обладают знаменитые супергерои, но и то, как они выглядят, — мастер часами отрисовывал мельчайшие детали их внешности. В книге содержатся неизвестные ранее факты из биографии Джека Кирби, обложки самых первых комиксов Marvel, черновики и зарисовки мастера и воспоминания современников о нем. Книга будет интересна каждому поклоннику индустрии комиксов.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом книги.

 

Глава 2

Партнеры

Дуэт Саймона и Кирби вернул в комиксы реалистичную анатомию. Не сказать, что другие художники так уж плохо рисовали... Но никто из них не придерживался такой анатомической правдоподобности, как Саймон и Кирби. Мышцы сокращались и растягивались, а ноги героев никогда не находились на расстоянии менее метра, когда дело доходило до драк. Каждая панель была бомбой, там было всё: удары, прыжки, падения... Они выглядели живо и динамично. Всё происходило с неимоверной скоростью.
Джулс Файффер, The Great Comic Book Heroes («Великие герои комиксов»)

 

Утром понедельника, на следующий же день после того, как он уволился из конторы Фокса, Джек уже был в офисе Timely и вовсю рисовал для выпуска Daring Mystery Comics, доказывая Саймону, что тот не ошибся, положившись на его мастерство и продуктивность.

Первым совместно созданным ими для Гудмана комиксом стал сварганенный на скорую руку провальный Red Raven («Красный Ворон»). На обложке этой антологии красовался одноименный летающий супергерой. Тем не менее в этом единственном выпуске были и удачные моменты: туда вошла пара историй, которые, судя по всему, были созданы Кирби без участия Саймона. Comet Pierce («Комета Пирс») была очередной калькой с Флэша Гордона и Бака Роджерса, а вот Mercury («Меркурий») был уже куда любопытнее: в нем рассказывалось о божестве, спустившемся с небес на землю и живущем среди обычных смертных. Кирби очень любил эту тему и раз за разом возвращался к ней в последующие годы. Спустя всего месяц после выхода Mercury он вновь к ней обратится, но уже в Marvel Boy («Чудо-Мальчик»), вошедшем в серию Daring Mystery Comics. Затем в Marvel Mystery Comics («Комиксы о чудесных тайнах») вышел Vision («Вижн») — комикс о неземном существе, путешествующем между различными измерениями и эффектно материализующемся в клубах дыма. Историк комиксов Рон Гуларт позднее так опишет этого персонажа: «Он никогда не улыбался, и у него не было глазных яблок. Всякий раз, разделываясь со злодеями, он, будучи убежденным пессимистом, произносил мрачную речь: "Миром правят зло и страх! Мне стоит поторопиться туда, где я сейчас нужнее всего!" В общем, характер у него был не из легких. К такому парню не сразу начинаешь испытывать теплые чувства».

 

RED RAVEN («КРАСНЫЙ ВОРОН»)
Выпуск 1
Август 1940
Художники: Джек Кирби и Джо Саймон
Marvel Comics

 

DARING MYSTERY COMICS («КОМИКСЫ О ДЕРЗКИХ ТАЙНАХ»)
Выпуск 8
Январь 1942
Художник: Джек Кирби
Marvel Comics

Откуда же взялась эта идея? Кирби предлагал следующее объяснение: «Мы с Джо постоянно сидели, покуривая эти огромные сигары. В комнате всегда стояло столько дыма, и вот как-то раз мы решили, что надо добавить его в одну из историй».

Но в те годы в воздухе витал далеко не только сигарный дым — по всем США чувствовался нарастающий страх перед надвигавшейся войной. «Когда мы работали над комиксами о супергероях, то постоянно были в поисках того самого главного злодея. В те годы было сложно придумать кого-то более подходящего на эту роль, чем Адольф Гитлер».

И совершенно естественным образом был создан герой, способный дать фюреру в рожу. Именно это он и сделал на первой же обложке.

 

CAPTAIN AMERICA («КАПИТАН АМЕРИКА»)
Выпуск 1
Март 1941
Художники: Джек Кирби и Сид Шорс
Marvel Comics

Позднее Саймон будет утверждать, что это именно он первым придумал героя, облаченного в наряд, украшенный звездами на манер американского флага, и разработал концепцию и костюм еще до того, как к работе приступил Кирби. Джек же вспоминал, что участвовал в работе с самых ранних этапов. Как бы там ни было, но вскоре Саймон побежал в офис Гудмана с зарисовками и пробной историей, восхваляющей патриотизм. Он сказал издателю, что дети на улицах уже вовсю играют в войнушку и сражаются с воображаемым Гитлером. Почему бы не использовать это в комиксах? Гудман решил, что хоть, возможно, комикс и не принесет много денег, но, по крайней мере, будет очень воодушевляющим. Издатель пошел на беспрецедентный шаг, сделав ставку на Капитана Америка, и сразу выделил под него одноименную серию.

Времена стояли переменчивые, так что необходимо было пустить комикс в печать как можно скорее. Саймон хотел нанять целую команду художников, но Кирби со своим подходом «я со всем справлюсь сам» настоял на том, что успеет нарисовать весь выпуск в карандаше в одиночку. Джо отнесся к этой затее скептически, но всё же позволил Кирби приступить к работе.

Позднее он скажет: «Мне повезло, что я все-таки тогда согласился. Другие художники — это, конечно, тоже хорошо, но Джек Кирби — это Джек Кирби». Саймон тоже немного работал над рисунками карандашом, а также вместе с другими художниками делал тушь. В результате появился один из самых потрясающих с визуальной точки зрения комиксов.

Капитан Америка был не первым героем комиксов, одевавшимся так, словно гардероб по цветам ему подбирала Бетси Росс1. Щит (Shield), созданный MLJ Company, появился за год до него. Но у Щита не было того, что было у Капитана Америка — Саймона и Кирби, доводящих каждый кадр до совершенства, страница за страницей. Издатели по всей Америке приводили его в пример и спрашивали у своих редакторов: «Почему наши комиксы выглядят не так, как этот?» Надо сказать, что и продажи Кэпа превзошли все ожидания.

Конечно же, важную роль сыграло и то, что комикс вышел в очень удачный момент. Первый выпуск попал на прилавки 20 декабря 1940 года. Спустя всего девять дней президент Франклин Делано Рузвельт обратился по радио к народу США и сообщил, что война неизбежна, а Америка должна стать главной защитницей демократии. Это была идеальная неделя для появления нового патриотично настроенного супергероя.

 

CAPTAIN AMERICA («КАПИТАН АМЕРИКА»)
Выпуск 3
Май 1941
Художники: Джек Кирби и Джо Саймон
Marvel Comics

Вскоре после того, как первый выпуск пошел в печать, Джо и Джек оказались вовлечены в сверхсрочный проект над еще одним Капитаном. У Fawcett Comics появился новый супергерой, созданный сценаристом Биллом Паркером и художником Си Си Беком. «Уже на этом этапе всем было понятно, что этот персонаж сможет выбить с рынка самого Супермена», — позднее вспоминал Кирби. Задумка была простой, но эффективной. Стоило молодому газетчику по имени Билли Бэтсон прошептать волшебное слово «Шазам!», как вспышка молнии превращала его в могущественного героя... Капитана Марвела.

Капитан впервые появился на страницах Whiz Comics и имел большой успех. Fawcett хотели как можно скорее выпустить целый номер, посвященный только ему. С такой задачей Паркеру и Беку было не справиться вдвоем. Но один из редакторов, Фрэнс «Эдди» Херрон, был знаком с Саймоном и Кирби по работе в конторе Фокса и знал, как хорошо и быстро они работают.

Поначалу Джо и даже Джек (что было не в его правилах) отказались. Работа над этим проектом не нарушила бы условий их контракта с Timely: им разрешалось работать и на другие фирмы, чем они периодически и занимались, но предусмотрительно не напоминали об этом Гудману. Но в этом случае объем работ был огромным, а времени — очень мало... Затем в Fawcett им предложили дополнительный бонус, и уж тут Джек, будучи человеком, который ни разу в жизни не сказал «я не справлюсь», заявил, что, ну конечно, они сдюжат.

Для них арендовали комнату в гостинице за углом от Fawcett, и все следующие семь (по воспоминаниям Саймона) или десять дней (как говорил Кирби) они, то в номере отеля, то в офисе, трудились над «Капитаном Марвелом» параллельно со всеми остальными своими проектами. «Большую часть ночи мы работали, потом пару часиков спали, затем шли в душ и тащились к Гудману. Я даже успевал сделать страницу-две в офисе, пока Мартин думал, что я работаю над его изданиями», — вспоминал Кирби. Как-то раз Кирби был занят наброском фирменной позы Капитана Марвела, и тут в кабинет зашел Гудман и заглянул прямо ему за плечо. И глазом не моргнув, Кирби пририсовал к персонажу наряд Капитана Америка. Гудман не понял, что происходит, и ушел восвояси.

Саймон написал большую часть сценария и сделал небольшую часть карандашных рисунков, а Кирби, наоборот, написал немного, зато выполнил почти все рисунки. Джо нанимал на контуровку всех художников, с которыми был знаком (впрочем, незнакомыми он тоже не пренебрегал), но большую часть этой работы, похоже, выполнил Дик Брифер, который тоже когда-то сбежал от Фокса. Конечная работа была очень неровной по качеству и далека от идеала, но они всё же уложились в срок.

Измученный дуэт уже готовился сдать работу в Fawcett, когда Кирби поднял вопрос о том, следует ли на обложке писать, что авторы комикса Саймон и Кирби. «Мне кажется, это провальный проект», — пробормотал Джо. Джек согласился, и в итоге их имена так и не появились на одном из главных хитов индустрии, которому суждено было стать самым продаваемым комиксом тех времен.

Их это не волновало... ну, почти. У них в руках тоже был хит — Капитан Америка. Продажи быстро перевалили за миллион экземпляров и поставили персонажа в один ряд с Суперменом, Бэтменом и другими тяжеловесами прилавков. «Капитан Америка вывел Гудмана на новый уровень. Благодаря ему продажи всех остальных его комиксов поднялись на 50 %», — говорил Кирби.

Тем не менее не всем понравился новый разодетый во флаг герой. Его авторы постоянно получали звонки с угрозами и письма с антисемитской чушью. Джо с Джеком сообщили об угрозах в полицию, и те выделили несколько офицеров для охраны офиса Гудмана, что очень всех удивило. Пару дней спустя секретарь ошарашил Саймона тем, что звонит сам мэр Нью-Йорка, Фьорелло Ла Гуардиа, и просит дать трубку редактору «Капитана Америка». «Это определенно был он, в этом нет никаких сомнений. Он сказал, что комикс ему очень понравился, и что мы делаем хорошее дело, и Нью-Йорк позаботится о том, чтобы никто не смел и пальцем нас тронуть», — вспоминал Саймон.

В другой раз к телефону подошел Джек. Из трубки послышался голос незнакомца: «Мы поджидаем тебя внизу, в лобби. Нас трое. Мы хотим повидаться с парнем, который делает эту гнусную книжонку, и наглядно продемонстрировать, что с его капитанишкой сделали бы настоящие нацисты».

К ужасу всех присутствующих в тот день в офисе, Кирби закатал рукава и направился вниз. Но звонившие к тому моменту уже ушли. Годы спустя в одном из интервью Кирби рассказывает: «Как-то раз я получил письмо от какого-то нациста. Он предлагал мне выбрать фонарный столб на Таймс-сквер, на котором они меня повесят, когда к власти придет Гитлер. В те времена это был крайне типичный представитель поклонников нашего творчества. К счастью, этот вид уже давно вымер».

 

1. Бетси Росс, урожд. Элизабет Гриском (1752–1836) — филадельфийская швея, согласно легенде, сшившая первый американский флаг.

Обсудите с коллегами

11:00

Исчезновение лягушек из-за смертельной болезни влечет вспышки малярии среди людей

PRO SCIENCE
09:00

Большой якорь римских времен поднят со дна у берегов Англии

PRO SCIENCE
27.09

Динозавры России. Прошлое, настоящее, будущее

PRO SCIENCE
27.09

Химики поняли, как увеличить срок годности лекарства от эпилепсии

PRO SCIENCE
26.09

Путеводный нейрон

PRO SCIENCE
26.09

Найденной в Висконсине долбленой лодке оказалось три тысячи лет

PRO SCIENCE
Как жить. Уроки стоицизма от Эпиктета, Сенеки и Марка Аврелия