Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

Преподобномученик Никодим Щапков

Николай Щапков — сын мещанина из Великого Устюга Вологодской губернии. Получил домашнее образование. В 1874 году 22-летний Николай Щипков поступил в Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь. 23 марта 1879 года был посвящен в стихарь. 20 июля 1883 года определен послушником.

В монастыре Николаю определили послушание сапожное, которое он исполнял с присущей ему добросовестностью. 7 августа 1886 года пострижен в монашество с именем Никодим. 27 декабря 1887 года рукоположен во иеродиакона. 25 мая 1896 года рукоположен во иеромонаха.

5 августа 1897 года перемещен в Коряжемский Никольский монастырь. Примерным поведением и полезной пастырской службой о.Никодим снискал уважение насельников. 8 января 1903 года утвержден в должностях казначея, духовника и благочинного монастыря.

30 сентября 1918 года в монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии. В выписке из журнала этой комиссии указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти...» В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых. Какие вопросы им задавались, в протоколе не указано. Относительно о. Никодима записано: «Тоже ни в чем не сознавался. На все вопросы отвечал отрицательно». Обвиняемые без промедления были приговорены к расстрелу.

Расстрелян в тот же день, 30 сентября 1918 года, в 14 часов, по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде, вместе с архимандритом Павлом (Моисеевым) и другими мучениками.

Обсудите с коллегами

22.09

Андрей Герасимов – о политической трансформации Азербайджана

22.09

Алексей Макаркин – об интеграции Нагорного Карабаха

22.09

Родион Белькович – о расстреле Парламента

22.09

Рустам Александер — о попытках лечить гомосексуальность в СССР

22.09

Закрытые. Жизнь гомосексуалов в СССР

PRO SCIENCE
22.09

Анатолий Несмиян – о заседании Совбеза ООН

Преподобномученик Феодосий Соболев