Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

Преподобномученик Феодосий Соболев

Феодор Соболев — сын священника Жаровской Петропавловской церкви Вельского уезда Вологодской губернии. По окончании духовного училища поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1864 году, ему было 22 года. Женился.

22 ноября 1864 года был рукоположен во священника еп. Вологодским Христофором (Эммаусским) в Тотемской Успенской церкви. В 1869 году назначен на должность учителя латинского языка в Тотемское духовное училище с увольнением от обязанностей приходского священника и причислением к Тотемскому Богоявленскому собору. Должность исполнял столь исправно, что ревизор Св. Синода М.Х. Григоревский, инспектировавший духовное училище в 1875 году, объявил ему одобрение за успешное преподавание. 8 марта 1876 года определен членом духовно-училищного правления и делопроизводителем, а в августе — и священником Тотемской Скорбященской тюремной церкви.

Овдовел.

3 ноября 1879 года причислен к братству Тотемского Спасо-Суморина монастыря. Через год утвердили казначеем. 6 марта 1881 года принял монашество с именем Феодосий в том же монастыре. 26 октября 1885 года назначен настоятелем Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 22 февраля 1888 года переведен настоятелем Кадниковского Дионисие-Глушицкого монастыря с возведением в сан игумена. Бремя должности стало тяготить его, и о.Феодосий вскоре подал прошение об освобождении от должности с просьбой возвратить его в Спасо-Суморин монастырь. Просьба была услышана, и он уволен по прошению от должности и в декабре 1889 года вернулся в родную обитель.

В 1891 году был определен на должность духовника братии. В 1892 году назначен законоучителем Тотемской Спасо-Суморинской церковноприходской школы. 30 декабря 1896 году перемещен на должность настоятеля в Грязовецкий Арсениев-Комельский монастырь. 17 февраля 1901 года перемещен на должность духовника воспитанников Устюжского духовного училища, монашествующей братии Михаило-Архангельского и сестер женского Иоанно-Предтеченского монастырей.

7 мая 1902 года определен настоятелем Устюжского Николо-Прилуцкого монастыря. 13 мая того же года утвержден в должности благочинного мужских и женских монастырей Великоустюжского викариатства Вологодской епархии. В сентябре 1907 года назначен настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита епископом Велико-Устюжским Алексием (Бельковским).

13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. Впрочем, он не отошел от дел братии, вносил свою посильную лепту в укрепление обители. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский Никольский монастырь, чтобы обсудить с архимандритом Павлом (Моисеевым) происходящие в стране перемены.

30 сентября в монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии. В выписке из журнала этой комиссии указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти...» В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых. Какие вопросы им задавались, в протоколе не указано. Записан ответ архим Феодосия: «В монастырские дела не вмешивался и жил отдельно». Обвиняемые без промедления были приговорены к расстрелу.

Расстрелян в тот же день, 30 сентября 1918 года, в 14 часов, по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде, вместе с архимандритом Павлом (Моисеевым) и другими мучениками.

Обсудите с коллегами

19:14

Анатолий Несмиян – о шантаже в политике

18:53

Александр Замятин – об образе прямой демократии

18:19

Андрей Исэров – о Кавказе

18:01

Пол Стейнхардт — о поисках необычного минерала на Чукотке

18:00

Невозможность второго рода

PRO SCIENCE
17:56

Илья Гращенков – о политических партиях

Мученик Сергий Ведерников