Социальный мост «Россия — Запад»: деятельностная миссия россиян
Колонка Андрея Бугаева о том, что даже и теперь может предложить миру российское общество.
Вопрос в предельно простой постановке таков: что делать, когда нельзя ничего из того, что умеешь и хочешь делать?
Ответ: единственное, на чем можно и нужно сосредоточиться, — интерфейс между живущими в стране и оказавшимся за ее пределами. Иными словами: делайте всё, чтобы всемерно сохранять и поддерживать существующие связи между людьми плюс активно нарабатывать и оживлять новые связи, вовлекая в них тех, кто дорожит культурой.
Ответ этот указывает на две главные цели и одновременно на критерии осмысленных действий: (1) деятельность востребована Россией будущего и (2) объединить россиян, открыть им смысл и поля не коллаборационистской деятельности.
Говоря предельно кратко: что бы вы ни делали, искомый результат измеряется приращением человеческого капитала сообщества. Набрав-наработав критическую массу этого капитала, это сообщество сможет побороться за Россию, которую потеряла. Поэтому всё то, что ведет к дезинтеграции, к просадке и амортизации человеческого капитала, должно отвергаться.
Политико-реформаторская суть этой установки: соединить Россию и Запад социальным мостом.
Стоит задача кондиционировать человеческий капитал россиян к моменту, когда настанет пора выводить страну из комы. Важно, чтобы к тому времени Запад не просто гипотетически приветствовал «выздоровление», а содействовал ему. Все понимают, что этого не сделать без местных элит, чувствующих «почву», способных управлять изменениями и первыми шагами спроектировать и учредить новую не унитарную Россию. Но не любых элит и не в любой их кондиции. Отсюда задача — предъявить не какофонию и склоку, а дееспособность. Иначе родину накроют саркофагом до момента ее саморазложения.
Мост двухсекционный. Первая секция — и это задача № 1 – соединить интерфейсом «уехавших» с «неуехавшими». Соединить означает не просто сымитировать «интеллигентскую тусовку» и произвести инфотейнмент, хотя и это тоже, а связать людей «там» и «тут» тысячами нитей на множестве дел, площадок, институций, начинаний, задач, и соединить не сочувственно-пассивно, а в деятельности. Критерий отбора того, что делать, а что нет, — прирост человеческих связей.
Второй этап — наведение социальных мостов с неравнодушным к России Западом. Сейчас «нами» заняты западные thinktank’и, наша задача создать свой thinktank и ввести его в круг западных аналитических центров и политических фигур. Тогда эти два пролета соединят нас с миром.
Говорить о наведении мостов не требовалось бы, если бы происходящее не указывало на центробежность вместо центростремительности. И ценность так поставленной задачи в том, чтобы отсечь лишнее и сфокусироваться на главном. И иметь критерий, помогающий отличать одно от другого.
Кого и как собирать под знамена — это решится лишь по консолидации вокруг идеи союза как таковой. Как и множество других вопросов, таких как вопрос об конституции создаваемой общности (цифровое государство?), об источниках средств, членских взносах и «налогах», об учреждениях, о том, как сочетать горизонтальность и низовую инициативу с иерархией и клубной дисциплиной, и т. п.