Сенсорный хакинг

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу профессора Оксфордского университета Чарльза Спенса «Сенсорный хакинг. Как навести порядок в чувствах и в жизни» (перевод Каролины Льоренте-Касас).

Чарльз Спенс раскрывает секреты сенсорного восприятия, которое определяет наше самочувствие и влияет на наши суждения и продуктивность. «Что я имею в виду, говоря о "сенсорном хакинге"? Освоить сенсорный хакинг — значит понимать, использовать и стимулировать чувства так, чтобы улучшить социальное, когнитивное и эмоциональное состояние человека. Если мы осознаем уникальные возможности каждого из чувств, если понимаем, как они взаимодействуют, что определяет их направление и наше поведение, то можем задействовать сенсорный опыт наиболее эффективно и таким образом повысить качество жизни тех, кто нам небезразличен, начиная с самих себя. Ваши цели могут быть разными: почувствовать себя спокойнее или энергичнее, сделать свою работу более продуктивной или менее напряженной, лучше высыпаться, лучше выглядеть, получать максимум пользы от тренировок… В любом случае наука о чувствах готова вам помочь», — пишет автор.

Предлагаем прочитать один из разделов книги.

 

За рулем

Согласитесь, для современного человека вождение автомобиля — одно из самых опасных занятий. На лекциях по психологии я предупреждаю своих студенток, что во время учебы в университете чаще всего к преждевременной смерти (не дай бог!) приводит стиль вождения бойфренда, когда именно он сидит за рулем и жизнь девушки — в его руках. При этом передвижение на автомобиле — один из немногих видов человеческой деятельности, которых за последние десятилетия не коснулся прогресс в плане скорости и оперативности. Судите сами: средняя скорость в мегаполисах (городах с населением более 10 миллионов человек), число которых в мире постоянно растет, в настоящее время составляет около 14 км в час. По прогнозам, к 2030 году она снизится примерно до 4 км в час (а то и меньше). Другими словами, зачастую лучше ходить пешком или ездить на велосипеде. Неудивительно, что многие водители испытывают явный стресс. В среднем ежедневно жители Северной Америки проводят за рулем один час. А это значит, что чаще всего мы злимся и нервничаем, стоя в пробках и невольно дыша выхлопными газами. Ничего общего с идеальной картинкой, которую транслируют нам маркетологи: человек в новеньком авто мчится с ветерком по свободной автостраде, на которой до самого горизонта не видно ни одной другой машины.

После собственного дома автомобиль, пожалуй, самая дорогая покупка в жизни, на которую мы можем решиться. Неудивительно, что автопроизводители превратили сенсорный хакинг в автосалоне в настоящее искусство. Внешний вид, звуки, запахи и даже тактильные ощущения — всё тщательно продумывается, чтобы произвести на нас нужное впечатление. Стоит добавить, что меняется и сам процесс передвижения по городу, скажем, из дома на работу и обратно. Не за горами его кардинальная трансформация. Она связана с особенностями проезда в общественном транспорте под влиянием пандемии Covid-19, а также с растущим числом электро- и гибридных автомобилей, полуавтономных транспортных средств и даже беспилотных автомобилей. Кто знает, возможно, уже скоро над нашими головами будут носиться летающие машины… Но если технологические преграды, встающие на пути реализации этих идей, быстро преодолеваются, то не стоит забывать о фундаментальных психологических проблемах, связанных с деятельностью, которая вообще-то не естественна для человека. Вождение автомобиля явно не было целью эволюции человеческого мозга, и, вероятно, именно поэтому многие из нас чувствуют тошноту (легкую) при поездке в автомобиле.

Что реально, а что нет

Автомобиль — блистательный пример мультисенсорного подхода к проектированию, когда всё подчинено задаче формирования у человека, садящегося за руль, нужных эмоций и ощущений на подсознательном уровне, через зрение, звуки, запахи и даже прикосновение. От урчания двигателя до глухого мягкого хлопка закрывающейся двери, от тяжести автомобильных ключей в руке водителя и до чудесного запаха новенького авто — буквально всё тщательно проработано и учтено! После Второй мировой войны масштабы изучения того, как у водителя формируется оптимальный мультисенсорный опыт через чувственное восприятие, не сравнимы, пожалуй, ни с какими другими исследованиями поведения человека в иной обстановке. Ни в одной другой области нашей деятельности эксплуатация эмоций и ощущений не достигла такого высокого уровня — наравне с искусством, а скорее, с наукой. Собственно, тщательное рассмотрение того, каким образом удалось так успешно эксплуатировать мультисенсорный опыт вождения, даст нам неплохое представление о том, как такое использование чувств может быть и во многих случаях было успешным при решении других задач. Вспомните только смайлики на автомобилях и других объектах в иллюстрациях к главе 11.

Но начнем мы с «запаха новенького авто». Пожалуй, характерный запах нового автомобиля — один из самых приятных для человека ароматов в мире. В этом скрыта изрядная доля иронии, так как «естественный» запах автотранспортного средства на самом деле отдает… рыбой. Источник этого далеко не самого изысканного запаха — пластиковые детали салона. За него ответственны летучие органические соединения, выделяющиеся, когда машина нагревается на солнце. Времена, когда в отделке использовались аутентичные панели орехового дерева, а сиденья обтягивали натуральной кожей, остались в далеком прошлом. Хотя, если у вас водятся деньги, вы можете позволить себе это и сегодня. В настоящее время «запах новенького авто» почти всегда представляет собой искусственный продукт, созданный специалистами парфюмерных лабораторий. Вы можете решить, что кресла пахнут настоящей воловьей кожей, хотя на самом деле это тонкий кожзаменитель, пропитанный синтетическим ароматизатором. Правильный запах в салоне автомобиля — то, к чему автомобильные компании относятся очень серьезно. На автозаводах работают целые команды специалистов, задача которых — убедиться, что летучая смесь веществ обеспечивает неповторимый статусный аромат, который так сильно действует на клиента, забирающего машину из автосалона. Как бы странно это ни звучало, но составляются даже ежегодные рейтинги «самых ароматных» новых автомобилей.

И что интересно, в запахе нового автомобиля нет ничего такого уж приятного. Думаю, никто из нас не рождается с пристрастием к нему. Скорее, мы учимся любить те запахи, которые ассоциируются у нас с некой наградой, будь то возможность наслаждаться гастрономическими изысками, если речь идет о еде, или ценными предметами, как в случае с автомобилем. Статусная значимость, которую многие из нас придают запаху нового автомобиля, — это лишь весьма наглядный пример ассоциативного восприятия. Если к этому относиться правильно, можно трансформировать свой опыт в нужном направлении. Больше всего я люблю приводить в качестве примера такую историю: британские владельцы автомобилей Rolls-Royce отправляли объекты своей гордости и восторга, воплощенные в металле, на сервисное обслуживание или ремонт в центральные графства Англии. Когда машины возвращались к своим хозяевам, те восклицали: «Вау! Да он как новенький!» Конечно, всё было прекрасно отлажено, а то и отполировано, но ключевую роль играл «запах новенького авто» — изысканная смесь ароматов кожи и дерева, отличавшая от других винтажную модель Silver Cloud 1965 года. Настоящий автомобильный парфюм, который, если вы не знаете, распыляют в салоне непосредственно перед тем, как вернуть машину клиенту.

По словам Хью Хэдланда, управляющего директора компании S. C. Gordon Ltd, занимающейся кузовными работами для автомобилей Rolls-Royce, «люди говорят, что не понимают, что мы сделали, но их машины возвращаются от нас другими, лучшими». Так почему бы не последовать совету специалистов, когда вы в следующий раз соберетесь продавать свой автомобиль? Постарайтесь придать ему аромат новенького авто, и ваша тачка станет более заманчивым предложением для тех, кто берет ее на тест-драйв. Вроде бы это не должно иметь значения, однако же все исследования показывают, что имеет. Обычное манипулирование чувствами, хотя бы и с помощью запахов.

Вр-р-рум! Насколько важен звук двигателя?

Все ведущие производители автомобилей отлично понимают: владельцы качественных автомобильных марок ожидают, что двигатель их машины будет звучать совсем по-другому, чем у конкурирующих брендов. Mercedes должен звучать иначе, чем, скажем, BMW или Porsche. С другой стороны, технология автомобилестроения достигла такого уровня, что звукоизоляция автомобиля почти не позволяет звукам снаружи проникать внутрь салона. На практике это означает, что сидящих внутри салона можно совершенно оградить от звуков, производимых машиной: для них она будет просто «молчать». Но ведь это определенно не то, чего хочет водитель, и уж конечно не то, за что он платил такие деньги! Любой автовладелец желает, чтобы для него звучал характерный звук мотора его машины, чтобы с каждым рыком, издаваемым двигателем, он убеждался в том, какую потрясающую покупку он сделал. Неудивительно, что психоакустикам пришлось проделать огромную работу, определяя те качества, которыми должен обладать звук работающего двигателя. То есть, после того как инженеры решат задачу звукоизоляции салона, убрав из него все посторонние шумы, они должны потратить почти столько же времени на то, чтобы вернуть шум мотора обратно в салон. Тот звук двигателя, который вы слышите, скорее всего, искусственный. В общем, это можно сравнить с пением под фонограмму.

В 2015 году компания General Motors подала патент на электронный метод генерации шума двигателя, а на некоторых моделях Volkswagen Golf установлены так называемые «звуковые приводы». Это имитаторы и усилители звука, которые помогают усиливать рев мотора. В последнее время инженеры автомобильных компаний также стали повышать децибелы работающего двигателя на некоторых семейных автомобилях, чтобы убедить владельцев, что их машина не такая уж и слабенькая. К примеру, Peugeot 308 GTi имеет ряд различных настроек, и если водитель выберет «спортивный» режим, то двигатель взревет, а цвет фонового освещения внутри салона поменяется с белого на ярко-красный. Неужели такие, казалось бы, элементарные вещи убеждают людей в том, что автомобиль, на котором они ездят, и в самом деле мощнее? Представьте себе — по всем данным, да, убеждают.

Лабораторные исследования, в которых студенты играли в видеоигры, показывают: чем громче рев компьютерного автомобиля, тем быстрее он движется на экране. А вот в другом исследовании снижение уровня реального шума в салоне автомобиля на пять децибел привело к тому, что люди, смотревшие это видео, на целых 10 % занижали фактическую скорость движения, которая на тот момент составляла 60 км/ч. Возможно, это связано с тем, что водители рассматривают шум двигателя как некий диагностический ориентир, указывающий на изменение скорости автомобиля. Возможно также, что на зрительные ориентиры скорости — например, то, насколько быстро пейзаж проносится за окном, — непосредственно влияет звук. При этом наше восприятие складывается так, а не иначе в результате единого мультисенсорного воздействия. Что же касается красного цвета в освещении, то, согласно исследованиям, звук от автомобилей и поездов красного цвета действительно кажется людям громче, чем от транспортных средств других оттенков.

Осознание широкой общественностью того факта, что шум от двигателя, который мы слышим, может и не являться «естественным» звуком, приобрело особую актуальность в последнее время на фоне продолжающихся жарких споров об опасностях, связанных с электромобилями. Хотя бесшумные автомобили могут казаться верным решением, особенно с учетом того, сколько жалоб в мире на шум дорожного движения, важно помнить, что тишина также может таить в себе смертельную опасность. При езде на малых скоростях электромобили практически бесшумны, а следовательно, пешеходы и другие участники дорожного движения, в том числе слабовидящие, просто не знают, что они где-то рядом. Судите сами: в одном докладе за 2018 год говорится, что число пешеходов, пострадавших в ДТП с участием гибридных автомобилей и электромобилей, выросло на 40 % по сравнению с ДТП, где машины были с дизельным или бензиновым двигателем. Неудивительно, что теперь во многих странах требуют, чтобы при езде на малых скоростях электромобили генерировали искусственный шум мотора. Однако звучание электромобиля — лишь один из вопросов, с которыми сталкиваются психоакустики и маркетинговые агентства2. Слышите, какое качество?

С хлопком автомобильной дверцы дело обстоит несколько иначе. Она просто не должна закрываться беззвучно. Напоминаю снова и снова (рекламщики отлично это усвоили): именно этот солидный глухой звук, указывающий на то, что крепкая элегантная дверь авто надежно закрыта, вселяет в клиента автосалона уверенность: машина действительно стоящая. Это просто звук, но он и правда способен подтолкнуть к покупке.

Автомобильные гиганты, такие как VW и Renault, потратили уйму времени на создание нужного акустического эффекта. Добившись звука, который они сочли действительно отличным, команда VW использовала его в своей телевизионной рекламе Just like a Golf. Их рекламная кампания была построена на том, что характерный звук при закрытии дверей автомобиля VW Golf намного лучше, чем у любой другой подобной модели. Утверждение, проходящее красной нитью через все рекламные ролики, подкреплялось тем, что вы могли в буквальном смысле слышать, как звучит само воплощение качества.

Помимо звука закрываемой двери автомобиля, еще один из моих любимых примеров звукового дизайна касается того, как ведет себя, пожалуй, каждый третий посетитель автосалона: я имею в виду постукивание по приборной панели костяшками пальцев. Никто в здравом уме не станет этого делать после покупки автомобиля. Но в тот момент, когда клиент находится в автосалоне, пытаясь решить, какую модель купить, это может сработать. Неудивительно, что некоторые автомобильные компании работают над тем, чтобы постукивание по приборной панели звучало элегантно. Эта деталь, наряду с характерным звуком клаксона, оказывается на удивление важным стимулом роста продаж на рынке автомобилей.

В том сегменте рынка, где продаются предметы роскоши, ничто не оставляют на волю случая. Скажем, в Bentley Continental GT даже звук указателей на панели был тщательно продуман, чтобы имитировать «тик-так» каретных часов. Этот звук — отсылка к истории, дань культурному наследию, свидетельство высокого класса.

1 Большую часть моей научной карьеры я занимался тем, что брал идеи и инновации из исследований в мире автомобилей и применял их к дизайну чего угодно, от чипсов до дезодорантов.

2 Сходный вопрос, должно быть, когда-то стоял перед создателями фильма «Звездные войны»: как должен звучать световой меч?

Обсудите с коллегами

14:00

Новый флуоресцирующий белок сочетает высокую стабильность со способностью менять цвет и интенсивность свечения

PRO SCIENCE
12:00

Начинается клиническое испытание универсальной вакцины от гриппа

PRO SCIENCE
10:00

Исследование ушей крокодилов может помочь людям со сниженным слухом

PRO SCIENCE
05.07

Второе начало (в искусстве и социокультурной истории)

PRO SCIENCE
05.07

Дом с фресками под термами Каракаллы впервые стал доступен для публики

PRO SCIENCE
05.07

Разнообразие рациона умеряет аппетит рачка гаммаруса

PRO SCIENCE
Как работает память. Наука помнить и искусство забывать