Как вытащить из данных максимум

Издательство «Альпина Паблишер» представляет книгу Джордана Морроу «Как вытащить из данных максимум. Навыки аналитики для неспециалистов» (перевод М. Кульнева).

Дата-грамотность, то есть способность ориентироваться в мире данных, — ключевой навык сегодня. Ежедневно в соцсетях публикуются миллиарды сообщений, электронные почтовые ящики по всей планете гудят от писем, а каждый подключенный к интернету автомобиль производит терабайты данных, не говоря уже об онлайн-магазинах, платежных системах и государственных цифровых сервисах. Однако работать с данными, анализировать их и использовать их для бизнеса по-прежнему умеет меньшинство, а специалистов катастрофически не хватает. Для тех, кто хочет научиться говорить на языке данных уверенно, признанный эксперт в области дата-грамотности Джордан Морроу и написал свою книгу. Это практическое руководство позволит даже неспециалисту освоить четыре базовых уровня аналитики и узнать, как принимать эффективные решения на основе данных, чтобы извлекать максимум из информации и быть успешными в быстро меняющемся цифровом мире.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Примеры использования четырех уровней аналитических методов в реальной жизни

Разбор реальных примеров использования всех четырех уровней аналитики поможет нам и укрепить фундамент, и обрисовать более широкую картину. Каждый из уровней опирается на предыдущий, и сейчас мы изучим, как они взаимодействуют. Кроме того, примеры помогут нам понять, как распределяются роли сотрудников в системе анализа.

Уровень 1: дескриптивные аналитические методы

Каждый из этих примеров можно связать с другими. Описательная аналитика — это привычная часть мира бизнеса, все мы с ней регулярно сталкиваемся:

  • сводки ежемесячных прибылей, представляемые руководителю отдела продаж;
  • ежеквартальные маркетинговые отчеты о коэффициенте кликабельности;
  • ежеквартальные отчеты по индексу потребительской лояльности.

Кто из сотрудников участвует в дескриптивном анализе? Все! Топ-менеджеры рассматривают отчеты, бизнес-аналитики и дата-аналитики их составляют, специалисты по обработке данных используют свои методы, конечные пользователи читают и интерпретируют сводки и т. д. У каждого своя функция.

Уровень 2: диагностические аналитические методы

Помните, что любой пример описательного анализа — это всего лишь первый шаг. Дескриптивные методы помогают понять, что случилось в прошлом, а диагностический анализ дает возможность разобраться, почему это случилось.

  • В сводке ежемесячных прибылей руководитель увидел рост продаж, квартал за кварталом, и задумался, что стало причиной этому. Дата-аналитик, изучив эту информацию, побеседовал с продавцами и узнал, что увеличить продажи на местах помогла новая программа стимулирования.
  • В квартальных отчетах о коэффициенте кликабельности, который отражает эффективность рекламы, маркетинговый отдел заметил его резкое падение. В первые 7 месяцев текущего года коэффициент был стабилен, а затем произошел резкий спад. Руководитель отдела маркетинга захотел узнать, чем это обусловлено. Анализ помог выяснить, что маркетинговая команда поменяла расположение ссылки на сайт в электронных письмах. Оказалось, что на новом месте ее сложнее увидеть, и команда исправила эту ошибку.
  • Согласно квартальным отчетам об индексе потребительской лояльности, все показатели стабильны, за исключением одного — «Порекомендовали бы вы нашу компанию друзьям?». Он устойчиво рос, однако при анализе данных выяснилось, что это не реальный рост, а результат сбоя в системе. Обнаружив сбой, организация смогла сэкономить деньги, решив не продвигать ложноположительный (как выяснилось) эффект.

Кто занимается диагностическим анализом? Опять-таки все! Все, кто хочет что-либо продиагностировать: например, топ-менеджеры и сотрудники, ответственные за принятие решений, задают вопросы аналитикам. Дата-аналитики роются в информации, представленной в таблицах и отчетах. Специалисты по обработке данных строят модели, чтобы понять, что случилось. Сотрудники разных отделов компании тоже должны быть готовы предоставить свои знания и профессиональный опыт. Словом, любой сотрудник может принять участие в диагностике случившегося или происходящего.

Уровень 3: предиктивные аналитические методы

Предиктивные методы — это более продвинутый уровень аналитики. Предсказательный анализ позволяет понять, что произойдет в будущем.

  • Отдел продаж хотел убедиться, что новый импульс, полученный в результате повышения прибылей за счет программы стимулирования, не пропадет зря. Команда дата-аналитиков построила новые модели, которые показывали, что именно улучшилось с точки зрения продаж и прибылей, и это позволило им спрогнозировать: «Если торговые представители сделают А, то произойдет Б». Это поможет планированию и сохранит динамику.
  • Отдел маркетинга рассмотрел данные, прибег к помощи аналитиков и начал работу по прогнозированию последствий смены места ссылки в теле письма. Были проведены разнообразные тесты, на основе которых аналитики спрогнозировали вероятные результаты запуска новых email-кампаний и предположили, где лучше разместить ссылку. Благодаря проведенному анализу у маркетологов теперь есть полный отчет о прогнозах.
  • После обнаружения сбоя команда вернулась к поиску способов повысить потребительскую лояльность, эффективно используя имеющиеся у нее технологии получения данных и построения прогностических моделей для анализа и улучшения показателей.

Кто может участвовать в предсказательном анализе? Правильно: все! Конечно, специалисты по обработке данных и другие «технические» сотрудники играют важную роль, так как именно они строят прогнозы и модели. Когда руководителям компании нужно предсказать, что произойдет в результате тех или иных действий, они должны как следует донести это до специалистов, которые заняты прогнозами. Различные отделы компании должны делиться своими планами, опытом и всем остальным, чтобы прогнозы были более точными.

Уровень 4: прескриптивные аналитические методы

Прескриптивный анализ подразумевает следующее: технология «подсказывает» организации, что делать.

  • У отдела продаж теперь есть огромное количество данных, которые получены при анализе подхода, основанного на стимулировании, и специалисты могут использовать машинное обучение для поиска тенденций и закономерностей: компьютер сам придумает, что делать дальше. Очень важно, чтобы специалисты могли ставить правильные вопросы по поводу данных, а затем эффективно применять на практике полученные ответы.
  • Отдел маркетинга, получив массу данных по коэффициенту кликабельности и почтовым рассылкам, может использовать соответствующие алгоритмы и технологии, чтобы получать рекомендации по размещению ссылок в теле письма.
  • При работе с индексом потребительской лояльности главным аспектом становится не анализ данных, а сами действия по улучшению обслуживания клиентов. Руководители работают с командой дата-аналитиков, чтобы при помощи компьютера найти нужные закономерности и предсказать, что нужно сделать для достижения успеха. Это может быть лишний телефонный звонок или небольшое увеличение бонусов для клиентов — зависит от ситуации. Это позволит компании тестировать варианты и еще успешнее работать с клиентами.

Кто участвует в директивном анализе? Вы и сами знаете ответ: все! Здесь, как и на предсказательном уровне, большую роль играют технические специалисты, но для дела нужен каждый сотрудник — лишь бы он умел задавать правильные вопросы машине, а затем применять результаты ее работы.

Обсудите с коллегами

24.05

Иллюзии человеческого мозга. Почему мы все неисправимые оптимисты

PRO SCIENCE
24.05

Лазающие саламандры развили способность к планирующему полету

PRO SCIENCE
24.05

В США проник опасный вредитель инжира

PRO SCIENCE
24.05

Генетически отредактированные помидоры помогут при нехватке витамина D

PRO SCIENCE
23.05

Философия безмятежности. Тетрафармакос Эпикура

PRO SCIENCE
23.05

Министры культуры Великобритании и Греции встретятся, чтобы обсудить вопрос возвращения статуй Парфенона

PRO SCIENCE
Прицельное мышление. Принятие решений по методикам британских спецслужб