28 марта 2024, четверг, 13:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 декабря 2021, 20:00

Хорошее кино: «Рука Бога» — драма о том, как становятся режиссерами

Афиша «Рука Бога», 2021, kinopoisk.ru
Афиша «Рука Бога», 2021, kinopoisk.ru

На Netflix вышел новый фильм Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость», «Молодой папа»), получивший приз большого жюри на Венецианском кинофестивале и выдвинутый на «Оскар» от Италии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (он поборется, в частности, с картиной Киры Коваленко «Разжимая кулаки»). Хотя в «Руке Бога» Диего Марадоны, к сожалению, почти нет, посмотреть его всё же стоит.   

«Рукой Бога» прозвали руку Диего Марадоны — великого аргентинского футболиста. В четвертьфинале чемпионата мира 1986 года Аргентина выиграла у Англии 2:1. Оба гола аргентинцев забил Диего Марадона: первый — левым кулаком. По правилам, это делать запрещено, но судья тогда нарушения не заметил и гол засчитал. Уже после игры, в комментариях прессе, Марадона назвал это событие «рукой Бога» — так он и вошел в историю. Через четыре минуты после гола рукой он в одиночку обыграл пятерых английских игроков и забил гол, прозванный «голом столетия».

Игра проходила спустя четыре года после Фолклендской войны между Великобританией и Аргентиной, что делало ее важной в том числе и с политической точки зрения. Всё это в фильме Соррентино есть — в смысле архивных трансляций по телевизору, но не более. Название, скорее, отсылает к тому, что в русском языке фигурирует как словосочетание «перст судьбы», или то, что Борис Гребенщиков охарактеризовал как «нога судьбы». 

Неаполь, середина 1980-х. Фабьетто Скизе (Филиппо Скотти) потихоньку заканчивает школу и думает про свое будущее. Маме говорит, что хочет стать философом. Правда, признается, что не знает, что именно это значит. Живет он в большой и шумной неаполитанской семье, в которой и шутят, и страдают — до слез. Никаких полумер — юг. Море, лодки, красавица-тетя, загорающая топлес. Старший брат спрашивает Фабьетто: «Если бы у тебя был выбор: Марадона играет за "Наполи" или ты трахнешь тетю Патрицию… Что бы ты выбрал?» «Марадону», – практически не задумываясь отвечает главный герой. Потому что пока еще любит футбол больше всего в жизни, потому что Марадона — Бог, потому что он пока не знает, что значит «заниматься любовью». Вскоре очень многое в его жизни изменится — из-за нелепой случайности, злого рока, руки судьбы. 

Конечно, эту историю Паоло Соррентино рассказывает о себе. Вот что он говорит в ролике о фильме, который Netflix предлагает посмотреть после «Руки Бога»: «Здесь (в Неаполе) я прожил 37 лет. От самого рождения и до тридцати семи — солидный срок. Реальность для сюжета — лишь отправная точка. Ее надо переосмыслить. Тут, в Неаполе, умеют переосмысливать воспоминания в забавном ключе. И я этим воспользовался. Жить здесь полезно, если хочешь рассказывать истории». 

Такой «Амаркорд». Да и Федерико Феллини появляется: он устраивает прослушивание для актеров, куда главный герой отправляется вместе со своим старшим братом, подумывающим стать актером. А другой режиссер, Антонио Капуано, вообще снимает фильм и немного скандалит в театре. С ним Фабьетто поговорит о творчестве, когда больше уже будет не с кем.

В «Руке Бога» много по-настоящему смешного: пожилая вредная бабка в тридцатиградусную жару кутается в меховую шубу и посылает родню «поесть говна», седой ловелас с голосовым аппаратом (как у Венедикта Ерофеева) по несколько раз повторяет одно и то же, дворовый инвалид рисует маркером в лифте член, чтобы рассмешить соседку… Много и трогательного: обсуждения болельщиками «Наполи» действий Марадоны (например, в том, что он забил гол рукой, некоторые видят политический жест, отмщение за угнетенный аргентинский народ), болтовня и подколы на семейных загородных посиделках, да и сам город, море — видно, что они показаны с большой любовью. 

В какой-то момент в фильме происходят трагические события, которые даже немного сбивают с толку — только что всё было беззаботно и легко, а тут на тебе. Но, наверное, так оно и бывает. Фабьетто вдруг приходится взрослеть. И абонемент на все футбольные матчи, которые ему подарил папа на день рождения, уже не так важен. И даже по телевизору следить за Марадоной не хочется. А чего хочется? Да он, наверное, до конца пока сам не знает. Быть. Появиться на карте. Завоевать любовь лучших красавиц. Стать таким же крутым, как Марадона, только в своем деле. 

Когда еще они с братом сидели на трибунах во время футбольной тренировки, где Марадона забивал и забивал голы со штрафного бедному вратарю, брат спросил главного героя: «Как называется то, что делает Марадона?» «Штрафной удар?» — не понял Фабьетто. «Нет, — ответил старший брат, — настойчивость». Будем надеяться, что главному герою ее хватит. Ведь когда ты остаешься совсем один и не знаешь, что будет завтра, только твоя настойчивость и может быть той константой, которая способна тебя куда-то вывести.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.