19 марта 2024, вторник, 05:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Как избавиться от жира через кожу

Wikimedia Commons

Исследователи из Медицинской школы Перельмана при Пенсильванском университете обнаружили, что белок, известный как TSLP, приводит к значительному снижению веса у мышей с ожирением. Неожиданным оказалось, что потеря жира не была связана с уменьшением потребления пищи или более быстрым метаболизмом. Вместо этого исследователи обнаружили, что TSLP стимулирует иммунную систему к высвобождению липидов через кожные сальные железы. «Это было совершенно непредвиденным открытием, но мы продемонстрировали, что потеря жира может быть достигнута путем выделения калорий из кожи в виде богатого энергией кожного сала», — говорит руководитель исследования профессор Таку Камбаяси.

TSLP (тимический стромальный лимфопоэтин) принадлежит к цитокинам — группе регуляторных молекул иммунной системы. Он играет важную роль в созревании Т-клеток. Лаборатория Камбаяси изучает действие этого белка на иммунные клетки. Поскольку прошлые исследования показали, что некоторые клетки, которые стимулируются этим цитокином, могут регулировать энергетический обмен, исследователи предсказали, что у мышей с избыточным весом TSLP может стимулировать иммунный ответ, который впоследствии может противодействовать некоторым вредным последствиям ожирения. «Первоначально мы не думали, что TSLP будет иметь какое-либо влияние на ожирение. Мы хотели выяснить, может ли он повлиять на резистентность к инсулину, — говорит Камбаяси. — Мы думали, что этот цитокин может исправить диабет второго типа, не заставляя мышей терять вес».

Чтобы проверить влияние TSLP на диабет второго типа, исследователи вводили мышам с ожирением вирусный вектор, который увеличивал уровень TSLP в их организме. Через четыре недели исследовательская группа обнаружила, что TSLP не только повлиял на риск развития диабета, но и фактически обратил вспять ожирение у мышей, которые находились на диете с высоким содержанием жиров. В то время как контрольная группа продолжала набирать вес, вес мышей, получавших TSLP, снизился с 45 граммов до 25 граммов в среднем всего за 28 дней.

Наиболее поразительно то, что у мышей, получавших TSLP, также уменьшалась масса висцерального жира. Висцеральный жир — это белый жир, который накапливается в брюшной полости вокруг основных органов, что может увеличить риск диабета, сердечных заболеваний и инсульта. У этих мышей также улучшался уровень глюкозы в крови и инсулина натощак, а также снижался риск ожирения печени. Профессор Камбаяси предположил, что TSLP вызывает у мышей тошноту и снижает их аппетит. Однако после дальнейшего исследования его группа обнаружила, что мыши, получавшие TSLP, на самом деле ели на 20–30 % больше, имели схожие энергетические затраты, базовую скорость метаболизма и уровень активности по сравнению с мышами из контрольной группы.

Пытаясь объяснить потерю веса, профессор Камбаяси вспомнил небольшое наблюдение, которому он ранее не придал значения. «Когда я смотрел на шерсть мышей, получавших TSLP, я заметил, что она блестела на свету. Я всегда точно знал, какие мыши получали препарат, потому что они были намного ярче других», — говорит он. Камбаяси решил проверить, служит ли жирная шерсть признаком того, что мыши выделяют больше кожного сала. Для этого исследователи побрили мышей, получавших TSLP, и контрольную группу, а затем извлекли жир из их шерсти. Они обнаружили, что гипотеза Камбаяси верна: блестящий мех содержал липиды, специфичные для кожного сала — вещества, вырабатываемого себоцитами, специализированными клетками в составе сальных желез на коже. Исследование подтвердило, что выделение кожного сала было ответственно за потерю висцерального жира, вызванную TSLP.

Чтобы изучить, может ли TSLP потенциально играть роль в контроле секреции кожного сала у людей, исследователи затем изучили TSLP и группу из 18 генов человека, связанных с сальными железами, в общедоступном наборе данных. Оказалось, что между экспрессией TSLP  и экспрессией генов сальных желез в здоровой коже человека существует сильная положительная корреляция. Авторы исследования пишут, что у людей переключение выделения кожного сала на высокую скорость может привести к «потению жиром» и потере веса. Группа Камбаяси планирует дальнейшие исследования, чтобы проверить эту гипотезу.

«Я не думаю, что мы естественным образом контролируем свой вес, регулируя выработку кожного сала. Но мы можем вмешаться в этот процесс и увеличить выработку кожного сала, чтобы вызвать потерю жира. Это может привести к созданию новых методов терапии, которые обращают вспять ожирение и липидные нарушения», — говорит профессор Камбаяси.