29 марта 2024, пятница, 10:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Животные в войнах Древнего мира

Издательство «Эксмо» представляет книгу Александра Нефёдкина «Животные в войнах Древнего мира».

Новая книга известного специалиста по военной истории древних народов, доктора исторических наук А. К. Нефёдкина во всех подробностях восстанавливает историю боевого применения не только слонов, но и собак, лошадей, ослов, быков, верблюдов во время военных конфликтов Древнего мира.

Предлагаем прочитать фрагмент из главы «"Огненные быки" Запада и Востока: крупный рогатый скот в военном деле Западного Средиземноморья и Китая».

 

В античности известны лишь эпизодические случаи появления быков на поле боя, что можно просто рассматривать как определенный вид стратагем. В 229 г. до н. э. испанское племя ориссов (оретанов) пришло на помощь осажденному карфагенским полководцем Гамилькаром Баркой городу Гелика. Для того чтобы разрушить строй ливийских пехотинцев Гамилькара, иберы выпустили вперед запряженные быками повозки, нагруженные дровами. Во время атаки на противника дрова были подожжены, а бегущие быки с повозками разрушили строй ливийцев, после чего победа склонилась на сторону иберов, а сам Гамилькар погиб (App. Hisp., 5; Zonar., VIII, 19; ср.: Diod., XXV, 10, 3–4; Liv., XXIV, 41, 3)[1].

В 217 г. до н. э. Ганнибал, сын Гамилькара Барки, хотел пройти из Кампании на зимние квартиры в Самний и далее в Апулию, однако проход возле Казилина занял четырехтысячный римский отряд, посланный диктатором Кв. Фабием Максимом. Тогда Пуниец приказал отобрать из добычи 2000 быков, прикрепить к их рогам факелы и ночью, зажигая последние, пустить животных на ближайшую к римлянам высоту. Это было сделано, и римляне, видя в ночи огни и думая, что враг занимает высоту, двинулись к последней. Этим воспользовался Ганнибал и прошел теснину[2]. В общем, с помощью данной стратагемы Ганнибал смог вырваться из фактического окружения. По меткому наблюдению В. В. Тарна, карфагенский полководец использовал таким образом быков, помня гибель своего отца[3].

Опыты с «огненными быками» в Западном Средиземноморье не были уникальными: подобные случаи известны и на другом конце ойкумены — в Китае. В 279 г. до н. э. Тянь Дань, полководец царства Ци, осажденный в городе Цзимо войсками царства Янь, для прорыва вражеской осады приказал сделать следующее: ночью через проломы в городской стене на противника выпустить более тысячи быков, к рогам которых прикрепить лезвия, а к хвостам — связки просаленного тростника для подпаливания. Это было сделано; за этими животными вышли цисцы, которые разгромили врага, вынудив яньцев в панике бежать[4].

Позднее данная стратагема стала рассматриваться китайцами как классическая, ей стали подражать, возникла традиция использования «огненных быков». В «Сун ши» («Истории династии Сун») в биографии крестьянина Ван Цзэ из Чжочжоу (провинция Хэбэй) читаем: «Разбойники выгнали горящих быков; правительственные войска кололи копьями в носы быкам, и они повернули обратно; разбойники потерпели большое поражение, открыли восточные ворота и бежали» (пер. А. М. Пастухова)[5].

В общем, события развивались следующим образом: в декабре 1047 г. гарнизон и горожане г. Бэйчжоу (совр. Цинхэ на юге Хэбэя) во главе с буддийской сектой Милэцзяо подняли восстание. Возглавляемые Ван Цзэ восставшие завладели городом, объявили о создании своего государства, но уже через несколько дней город осадили правительственные войска. В ночь на 17 февраля 1048 г. императорские войска через подземный ход ворвались в город, но восставшие выпустили на них быков, к хвостам которых была привязана пакля, пропитанная маслом и смолой. Быки с горящими хвостами разметали солдат. Однако повторная атака животных, описанная в данном фрагменте, уже не была удачной. 18 февраля город был взят сунскими войсками, бежавшего Ван Цзэ поймали и 13 марта четвертовали[6].

Та же хроника «Сун ши» в биографии сунского полководца Ван Дэ под 1131 г. рассказывает: «В начальный год эры правления под девизом Шаосин умиротворили пирата Шао Цина из Сюйчжоу. Сначала [Ван] Дэ дал сражение в Чунминша. Лично держа в руках знамя, [он повел вперед] воинов, [которые] разобрали частокол и ворвались [в расположение неприятеля], войско [Шао] Цина потерпело серьезное поражение.

На другой день уцелевшие [разбойники] возобновили сражение. Поговаривали, [что они] применят "огненных быков". [Ван] Дэ сказал на это с улыбкой: "Это старый способ можно применить только один раз, не более. Если не понимать [сути происходящих] перемен, то это означает стать пленником [традиций]". Поэтому он заранее отдал приказ войскам построиться и приготовиться к стрельбе из луков. Множество стрел взлетели в воздух, быки все повернули и бросились обратно, множество разбойников было убито. [Разгромленный Шао] Цин сам связал себя и просил сохранить [ему] жизнь. [Ван] Дэ отправил пленника в походную ставку императора» (пер. А. М. Пастухова)[7]. В общем, пираты попытались разбить правительственные войска, бросив на них быков, но животные были отброшены стрельбой из луков и побежали на своих же, нанеся потери пиратам, которые и потерпели поражение.

Согласно историческому роману Цянь Цая (рубеж XVII–XVIII вв.), примеру Тянь Даня последовал У Шаньчжи, военачальник дэчжоуского вана. Последний в 1134 г. осаждал крепость Таньчжоу, которую оборонял знаменитый сунский полководец Юэ Фэй. Вызвав последнего на бой перед городом, У Шаньчжи спрятал за линией своих войск 300 буйволов, к рогам которых были привязаны ножи, а хвосты были обмазаны смолой. В начале боя животные с зажженными хвостами были пущены на воинов Юэ Фэя, вынудив их бежать к городу[8].

В 1161 г. во время осады чжурчжэнями города Хайчжоу китайский военачальник Вэй Шэн использовал некую «желтую жидкость» и «огненных быков»[9]. Однако, исходя из краткости упоминания, нельзя исключить, что в данном случае речь идет не о быках, а о неких осадных приспособлениях.

 

Рис. 49. Вооруженный бык. Иллюстрация из военного трактата «Уцзин цзунъяо» (1044 г.); издание времени минского императора Чжэндэ (1505–1521 гг.). Воспроизведено по: Нефедкин А. К. «Огненные быки» Запада и Востока: крупный рогатый скот в военном деле Западного Средиземноморья и Китая // Pbn. № 5 (38). 2016. С. 69, рис. 3.

В «Юань ши» («Истории династии Юань») в «Жизнеописании Аньчжуэра» под 1241 г. так рассказывается о походе монголов во главе с батыром Аньчжуром (1194–1263) против империи Сун: «Совершили карательный поход на Сычуань. Разрушили более 20 крепостей. Ответственный за оборону Чэнду полководец Тянь Сянь открыл северные [городские] ворота и впустил [наши] войска. Сунский чжичжиши [генерал-губернатор приграничного округа] Чэнь Лун бежал, его преследовали и изловили, связали и направили к Ханьчжоу. [Там ему] приказали посулами склонить к капитуляции командира гарнизона Ван Куя. [Ван] Куй не сдался, вывел войска [в поле] и атаковал [нас]. Ночью [Ван] Куй выгнал огненных быков, прорвал окружение и бежал, после чего мы казнили [Чэнь] Луна» (пер. А. М. Пастухова)[10]. Следовательно, ночная атака быков оказалась успешной и командир гарнизона смог с их помощью вырваться из осады.

Традиция использования «огненных» животных сохранилась в Китае даже в Новое время. Весной 1852 г. цинский губернатор Гуандуна и Гуанси Сюй Гуанцин решил разгромить восставших тайпинов, уничтожив их лагерь с помощью 4000 реквизированных быков, к хвостам которых будет привязана горючая солома, обмазанная смолой. Однако тайпины, узнав об этом, разгромили лагерь губернатора раньше[11].

 

Рис. 50. Шанхайский лубок няньхуа, представляющий, как «огненные быки» императорской армии загоняют тайпинов в ворота Нанкина. Цветные чернила на бумаге. SOAS, University of London. Воспроизведено по: http://digital.soas.ac.uk/LOAA003943/00001.

 

Рис. 51. «Победа под Нанкином» генерала Сян Жуна (ранее 1856 г.). Цины бросают на тайпинов «огненных быков», вооруженных лезвиями. Китайский лубок няньхуа. Из коллекции А. М. Пастухова.

Во время наступления на Тяньцзинь англо-французские войска на р. Байхэ захватили форт (21 августа 1860 г.), в котором были найдены документы, принадлежавшие маньчжурскому главнокомандующему Цэнгэринчи, среди которых было обнаружено письменное предложение с иллюстрациями бросить на врага быков с навьюченным на них горючим или взрывчатым материалом, что должно было внести сумятицу в ряды европейцев и облегчить последующую атаку китайских войск. Однако данное предложение не было одобрено главнокомандующим[12]. Позднее, в 1925 г., опять же во время наступления на Тяньцзинь, обороняемый силами генерала Ли Цзинлина, Первой национальной армии во главе с генералом Чжан Чжицзяном, последний в ночь с 14 на 15 декабря приказал выпустить на позиции противника 300 баранов с подожженной паклей на хвостах, которые должны были дезорганизовать оборону противника и облегчить атаку пехотной бригаде. Однако хитрость не удалась: баранов просто перестреляли, а пулеметным огнем отбили атаку пехоты[13].



[1] Кораблёв И. Ш. Ганнибал. 2-е изд. М., 1981. С. 46. О повозках иберов см.: Кесада-Санс Ф. Легкие двухколесные колесницы, телеги и фургоны железного века на Иберийском полуострове // Происхождение и распространение колесничества: Сборник научных статей. Луганск, 2008. С. 314–315.

[2] Polyb., III, 93–94; Liv., XXII, 16–17; Front. Strat., I, 5, 28; Plut. Fab., 6; Nep., 23, 5, 2; App. Hann., 14–15; Polyaen., VI, 38, 8.

[3] Tarn W. W. Hellenistic Military and Naval Development. Cambridge, 1930. P. 92–93.

[4] Сыма Цянь. Исторические записки / Пер. с кит. Р. В. Вяткина. Т. VII. М., 1996. С. 265; Васильев Л. С. Древний Китай. Т. III. М., 2006. С. 51, 122.

[5] Сун ши, цз. 292, раздел 8, 1: «Ван Цзэ», китайский текст см.: URL: https://zh.wikisource.org/wiki/%E5%AE%8B%E5%8F%B2/%E5%8D%B7292#.E3.80.88.E9.99.84.E3.80.89.E3.80.80.E7.8E.8B.E5.89.87 (дата доступа: 07.11.2015). Хотелось бы поблагодарить А. М. Пастухова за помощь в работе с китайскими источниками.

[6] Смолин Г. Я. Восстание тайного общества Милэцзяо под руководством Ван Цзэ (1047–1048 гг.) // Филология и история стран зарубежной Азии и Африки: Тезисы научной конференции Восточного факультета 1964 / 65 уч. год. Л., 1965. С. 83–84; Он же. Антифеодальные восстания в Китае второй половины X — первой четверти XII в. М., 1974. С. 341–373.

[7] Сун ши, цз. 368, раздел «Ван Дэ»; китайский текст см.: URL: https://zh.wikisource.org/wiki/%E5%AE%8B%E5%8F%B2/%E5%8D%B7368 (дата доступа: 11.11.2015).

[8] Цянь Цай. Сказание о Юэ Фэе / Пер. В. А. Панасюка. Т. II. М., 1963. С. 124.

[9] Сун ши, цз. 368, раздел «Вэй Шэн»: URL: https://zh.wikisource.org/wiki/%E5%AE%8B%E5%8F%B2/%E5%8D%B7368 (дата доступа: 11.11.2015).

[10] Китайский текст см.: URL: https://zh.wikisource.org/wiki/%E5%85%83%E5%8F%B2/%E5%8D%B7121 (дата доступа: 07.11.2015).

[11] Кара-Мурза Г. С. Тайпины: Великая крестьянская война и тайпинское государство в Китае, 1850–1864. М., 1950. С. 44–45.

[12] Бутаков А. М., Тизенгаузен А. Е. Опиумные войны: Обзор войн европейцев против Китая в 1840–1842, 1856–1858, 1859 и 1860 годах. М., 2002. C. 283–284.

[13] Примаков В. М. Записки волонтера (гражданская война в Китае). М., 1967. С. 147–148.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.