Камера-посредник: форум визуальной антропологии

С 11 по 16 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдет показ фильмов IХ Международного форума визуальной антропологии «Камера-посредник». Его организуют МГУ имени М. В. Ломоносова, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр Гиляровского (Музей Москвы) и Фонд Н. Н. Миклухо-Маклая.

Цель форума — знакомство зрителей с повседневной жизнью людей в самых отдаленных уголках земного шара и установление с ними экранного диалога, показ многообразия и единства культур народов мира. Концепция форума выражена в названии «Камера-посредник». Это, прежде всего, этическая ответственность человека с камерой перед героями фильмов и перед зрителями, которых приглашают войти через экран в неведомый им мир, ощутив универсальность законов человеческого бытия.

В программу форума вошли 32 фильма. Зрители познакомятся с культурой народов, проживающих за Полярным кругом и в тропических лесах, в центре Европы и в сердце Азии, на берегу океана и в безводной пустыне… Просмотры будут сопровождаться дискуссиями при личном участии авторов либо on-line-конференциями в удаленном доступе.

Узнать подробности о фильмах и их авторах можно на сайте форума.

Расписание показов

11 мая, вторник

19.00

Аит атта: Кочевники высокого Атласа

Эда Элиф Тибет, Инанк Текгук

Марокко — Швейцария, 2020, 79’

Каждый год семья Бен Юсуф перекочевывает с пустынных пространств Нкоба на зеленые пастбища Игоурдана. Со своими козами (их около 800 голов), ослами, мулами, верблюдами и собаками каждое лето они отправляются в тяжелейшее путешествие пешком. Преодолевая непогоду, жару, засуху и холодные ночи, испытывая нехватку пищи и воды, семья держит путь по пересеченной местности, ее крутым подъемам и спускам, стремясь добраться до агдала к официальному открытию, когда всем владельцам будет разрешено выпустить свой скот на пастбища. В соответствии с традиционной системой общинного управления природными ресурсами племя аит атта сохраняет свое исконное многовековое право доступа к агдалу, хотя его часто оспаривают и отрицают местные поселенцы. Это этнографический фильм о невероятной мобильности и в то же время статичности семьи и стада, в нем сочетаются надежды и препятствия, обязательства и жертвы семьи, разрывающейся между традициями и необходимостью адаптироваться к современной жизни. Через прошлое, настоящее и будущее фильм показывает вневременную межпоколенческую панораму сущности и трудностей кочевничества в постоянно трансформирующемся марокканском обществе.

12 мая

21.00

Кошачья улыбка

Карин Д’Вильер, Марио Брента

Италия, 2018, 62’

«Кошачья улыбка» — это взгляд на реальность, какой она предстает сегодня на улицах и в городах, реальность как образ кризиса и упадка западного общества в эпоху глобализации, между чрезмерным богатством и крайней нищетой, между гомологацией и потерей идентичности. Извечный сюжет, коллективная ложь репрезентации повседневной жизни, которая есть не что иное, как тревожащая метафора. Тревожащая, как улыбка кота в «Алисе в Стране чудес».

13 мая

19.00

Флокс

Хаэди Махмуд

Египет, 2019, 45’

Документальный фильм, вдохновлённый повседневной жизнью водителей маршруток в Каире и рассматривающий причудливые взаимоотношения между классом и гендером. Флокс — так здесь называют микроавтобус Фольксваген. Фильм показывает, как водители маршруток ощущают и реализуют собственную маскулинность в таком мегаполисе, как Каир. Вождение сложного в управлении автомобиля, межгрупповые конфликты, борьба с бедностью лишь усиливают их желание оградить своих детей от подобной работы в будущем. Это фильм о красоте и темной стороне беспокойной жизни городской бедноты, вынужденной создавать государство в государстве, чтобы выжить.

Танцующая трава. Сбор тефа в горах Тиграи

Митику Габрехивот

Эфиопия, 2019, 40’

Танцующая трава — фильм из серии Стражи производящих ландшафтов (режиссер Иво Штрекер). В нём запечатлена общинная заготовка тефа у тиграйцев Северной Эфиопии. Теф — древняя злаковая культура коренного населения — является основным источником существования мелких фермеров, своего рода «зерновым стержнем» эфиопской пищевой идентичности. Местный старейшина рассказывает о порядке работ на приусадебном участке, на полях и в окрестностях дома семьи автора и его старшего брата: срезание танцующей травы; сушка и стогование; обмолот и веяние; затем продажа тефа на местном рынке; отправка на осле на мельницу; приготовление энжеры для семьи и гостей; питье кофе и благословение; и, наконец, Месгел, православный праздник в завершение сезона дождей.

14 мая

16.00

Старая вера — новая земля

Сергей Головецкий

Россия, 2019, 67’

Прошло уже сто лет, как забайкальские староверы покинули родные края. Сначала они ушли в Китай, а оттуда — в Австралию. Как живут их потомки сегодня, что их связывает с Россией? Что произошло за эти сто лет на родине?

19.00

Свадьба сына Зинат

Фархад Варахрам

Иран, 2019, 55’

Мохсен, старший сын Зинат, учится на магистра в сфере электроники и компьютерного программирования в итальянском университете. Страдая от многолетней разлуки с детьми и чувства одиночества, Зинат и её муж убеждают сына вернуться в Иран и жениться на девушке, которую они для него выбрали. Этот фильм — история свадьбы сына Зинат, которая продолжается шесть дней в деревне Салах на острове Кешм. Кешм — крупнейший остров Персидского залива, а Салах — небольшая деревушка на его южной оконечности. Большая часть жителей деревни — рыбаки. Деревня Салах известна промыслом крупных акул простейшими орудиями лова, который уже несколько лет находится под запретом, и традиционными ритуалами, особенно обрядом заар, который до сих пор проводится несколько раз в год.

21.30

Темное на темном

Ло Тиволь

Франция, 2017, 72’

Мы познакомились в университете, каждый из нас был по своему одинок. Мы встретились снова много лет спустя на скамейке на городской площади. Ты восседал как король! Король чужеземцев жил в городе как люди давно минувших дней жили на улицах королевства. Ты познакомил меня со своим отцом, королем города в Нигере и главным героем фильма Элиана де Латура. Вместе мы смотрели Безумных господ Жана Руша. Этот фильм следует за потоком утекающих дней, упоением смутных ночей, мудрости, рожденной годами, проведенными с кино как совместным пространством.

15 мая

12.00

Старая вера — новая земля

Сергей Головецкий

Россия, 2019, 67’

14.00

Тохоку моногатари

Илария Векки

Великобритания — Япония, 2020, 63 мин.

Тохоку моногатари — этнографический фильм о северо-восточной части Японии и, в частности, о медиумах Итако. История, повествующая об опыте женщин-медиумов и людей, связанных с этой традицией, передает эмоциональный фон практики тохоку. Через рассказы трех женщин-медиумов и людей, тяготеющих к местам, которые они часто посещают, фильм показывает реальность, изменяющуюся в течение последних двух десятилетий. Фильм прослеживает не только опыт и творчество этих «бизнесвумен», взаимодействующих с духами, но и показывает места, где это происходит: дом, храм, гору, северо-восточную часть Японии, связывая практику с географией и наоборот. Кроме того, фильм ставит под сомнение концепции и формы представления шаманов/медиумов, повлиявших на наше понимание и питающих экзотические идеи об этой теме.

17.00

Юнакс, нить за нитью

Амбра Рейнен, Руби Тобиас

Мексика — Нидерланды, 2019, 88'

Виктория — молодая женщина из общины майя в горах Чиапаса, беднейшего штата Мексики. Представительнице аборигенного населения приходится преодолевать различные трудности для того, чтобы выжить в этой обездоленной общине, где гендерные предрассудки являются обычным делом. Тем не менее Виктория гордится богатым культурным наследием своего народа и меняет все стереотипы, встав во главе женского коллектива, созданного на основе древней традиции ручного ткачества. Она дает женщинам возможность заработка и новые перспективы будущим поколениям. Между тем подрастает Арабелл, осиротевшая племянница Виктории. Как будет «вышит» рассказ Арабелл поверх сказки Виктории, которая «выткала» ее для племянницы? Это рассказ о правах женщин, об эмансипации женщин-аборигенок и продолжающейся битве с нищетой.

20.00

Земля любви

Лийво Ниглас

Эстония, 2016, 72’

Земля любви — фильм о северных оленях, нефти, политике и поэзии. В нем рассказывается история Юрия Вэллы, ненца, оленевода и поэта, который живет в тайге, в Западной Сибири, и пытается доказать, что даже в одиночку человек может противостоять огромной силе, разрушающей окружающую среду и быт коренных народов.

16 мая

13.00

Асель-Туй. Потомок Туя

Николай Миклухо-Маклай

Россия, 2020, 26’

Фильм-портрет о старейшине клана Аселе-Туе. Он родился и вырос на том далеком берегу залива Астролябия на северо-востоке острова Новая Гвинея, куда в 1871 году высадился с целью проведения научных исследований молодой русский ученый Николай Миклухо-Маклай.  В семье Аселя-Туя из поколения в поколение передают историю о «человеке с Луны» — так назвали русского путешественника коренные жители, папуасы, за белый цвет кожи. Именно Туй, его прадед в пятом поколении, первым встретил русского путешественника, став его другом и проводником в новый для европейца мир, который никто до Миклухо-Маклая не смог описать подробно. Впервые в фильме, где рассказчиком станет сам потомок Туя, мы узнаем эти истории. Фильм основан на уникальных съемках научно-исследовательской экспедиции 2019 года под руководством Н. Н. Миклухо-Маклая-младшего.

Рожки да ножки

Владимир Боцев

Македония, 2020, 25’

Фильм о специфическом способе перетаскивания бревен в горном Козуфе и жизни людей, выполнявших эту тяжелую работу. Профессии, существовавшей долгое время, больше нет. Остались лишь воспоминания.

Быть Марма

Эдвард Оулз

Великобритания, 2020, 15

Марма  малый коренной народ, населяющий район Читтагонского горного массива на границе Бангладеш и Мьянмы. Находясь под управлением бангладешского правительства и монархии, которая играет всё более символическую роль, они борются за сохранение своей самобытности, культуры и территории перед лицом массовой климатической миграции на свои исконные земли. В фильме Быть Марма показано, как разные представители сообщества пытаются сделать это посредством религии, музыки и землевладения. Фильм был снят в рамках долгосрочного сотрудничества продюсерской и исследовательской компании FarhanaHoque’s с местным сообществом.

Дахла: кино и забвение

Артуро Дуэньяс Эрреро

Испания, 2020, 15’

Жизнь продолжается в Дахле, одном из лагерей сахарских беженцев на юге Алжира, забытом на долгие 45 лет. Проведение кинофестиваля Фисахара нарушает монотонность ее течения. Мероприятие заканчивается, жизнь (и забвение) продолжается.

ЗигЗаг

Зейнеп Мерве Уйгун

Турция — Великобритания, 2019, 9’

Сочетая искусство анимации с документальными кадрами и традиционным турецким искусством обработки водного мрамора, ЗигЗаг рассказывает историю мусульманки, которая застряла посреди моря на общем пляже, пока не сбросила покрывало.

Сохраняя траекторию

Уго Чавес Карвахаль

Mексика, 2019, 15’

Более половины населения Мехико пользуется метро при поездках из пригородов в центр и обратно. Постоянно растущий пассажиропоток требует усилий многих людей. После отправления последнего поезда несколько бригад рабочих занимаются обслуживанием и ремонтом путей, станций, терминалов и тоннелей. Их работа чрезвычайно важна, но почти незаметна. Этот документальный фильм воздает им должное.

16.30

Кошерный пляж

Карин Кайнер

Израиль, 2019, 62’

В Тель-Авиве некоторые религиозные женщины посещают консервативный пляж, на котором соблюдаются ортодоксальные правила. Хотя диалоги и сцены в фильме порой кажутся комичными, в них присутствуют и суровые моменты. Кошерный пляж предлагает нам задуматься о подчиненной роли женщины в патриархальной религиозной общине. Кошерный пляж для этих женщин — приятное разнообразие в сравнении с повседневной жизнью в пригороде Бней Брак, подчиненной строгим указаниям ребе. Вдали от дома они могут наслаждаться хоть какой-то формой эмансипации. После принятия раввином закона о закрытии пляжа женщины боятся потерять остаток своей свободы.

 

Специальная программа с показом звукового фильма Гарвардской сенсорной лаборатории «Материалы экспедиции» пройдет в Центре Гиляровского (Музей Москвы) 12 мая (Столешников пер. 9, стр. 5). В 1961 г. кинорежиссёр Роберт Гарднер организовал экспедицию музея Пибоди Гарвардского университета в Нидерландскую Новую Гвинею (нынешняя провинция Западное Папуа). Экспедиция, финансируемая голландским колониальным правительством и частными пожертвованиями и состоящая из нескольких обеспеченных американцев, оснащенных 16-миллиметровыми пленочными камерами, фотоаппаратами, катушечными магнитофонами и микрофоном, на пять месяцев поселилась в долине Балием, среди хубула (также известных как дани). Ее результатами стали известный фильм Гарднера Мёртвые птицы, два фотоальбома, книга Питера Маттьессена Под горной стеной и две научные монографии. Майкл Рокфеллер, представитель четвертого поколения семьи Рокфеллеров, получил задание снимать фото и записывать звуки внутри и вокруг мира хабула. Материалы экспедиции — звуковая работа, смонтированная из 37 часов архивных записей, документирующих удивительную встречу членов экспедиции и хубула. В фильме рассматриваются сложные взаимосвязанные сюжеты в контексте методологии мультимодальной антропологии, жизнь хубула и Майкла, а также продолжающаяся история колониализма в Западном Папуа.

Обсудите с коллегами

14:00

Сафари по коже

PRO SCIENCE
18.06

Больная любовь

PRO SCIENCE
18.06

Новый вид лягушек назван в честь рок-группы Led Zeppelin

PRO SCIENCE
18.06

Латимерия может прожить до ста лет

PRO SCIENCE
18.06

Атмосферные циклоны стимулируют развитие морских одноклеточных водорослей

PRO SCIENCE
17.06

Как мы читаем

PRO SCIENCE
Ardis. Американская мечта о русской литературе