28 марта 2024, четверг, 23:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Государство хочет платить бизнесу за найм безработных. Зачем?

Чтобы вывести безработицу на «допандемийный» уровень, правительство пообещало платить российским предпринимателям за трудоустройство безработных. Три МРОТ — за каждого нового сотрудника с биржи труда. Насколько эффективной будет эта мера и не станет ли она основой для массовых злоупотреблений?

«Паллиативная мера»

Правительство будет субсидировать найм, то есть заплатит предпринимателям за трудоустройство стоящих на учете безработных три минимальных размера оплаты труда — по 38 376 рублей на каждого работника, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. Платежи будут поступать работодателям в несколько этапов: после одного месяца, трех месяцев и полугода работы нового сотрудника. Такую федеральную программу планирует запустить Минтруд. По оценкам ведомства, это должно помочь трудоустроить не менее 200 тысяч человек.

Проректор Российской экономической школы Максим Буев полагает, что эффект от этой меры будет «косметическим». «На рынок труда можно смотреть как на место, где компании и безработные находятся в постоянном поиске друг друга. Безработица оказывается меньше, если этот поиск идет интенсивно. Компании ищут интенсивно, если у них есть перспективы роста, а рабочих рук не хватает. Стимулирование найма за счет снижения его издержек, например, путем выдачи субсидий компаниям не изменит ситуацию, если нет перспектив развития бизнеса», — пояснил он Полит.ру.

Ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН (СПб) Пётр Бизюков также полагает, что мера эта — «паллиативная»: «Работодателей уже субсидировали в разные годы — и в 1990-х годах, и в 2000-х. Это не решает проблему, а маскирует ее. Да, на уровне показателей можно отчитаться: "Благодаря выделенным средствам и проведенным мероприятиям, удалось восстановить занятость". Но куда через полгода пойдут эти люди, принятые по субсидиям, — вопрос!» 

«Сейчас мы занимаемся тем, что заболевшему человеку прикладываем руку ко лбу и считаем, что это вылечит его», — соглашается руководитель подкомитета Московской торгово-промышленной палаты по кадровой политике, экономике, производительности и культуре труда Валентина Митрофанова. 

Эксперт  полагает, что субсидирование найма может привести к массовым злоупотреблениям как со стороны самих граждан, так и со стороны работодателей и органов занятости. «Нельзя исключать ситуации, когда безработные будут "фиктивно" устроены на работу, работодатель получит указанные выплаты, показывая документально трудоустройство, но никаких фактических трудовых отношений не будет. Поэтому действенность этой меры зависит от уровня контроля за использованием средств», — рассказала Валентина Митрофанова Полит.ру.  

По словам эксперта, субсидирование найма может быть актуально для работодателя в единственном случае: он нуждается в сотрудниках, но собственных средств на найм сейчас не хватает, и эти 12 130 рублей будут серьезным подспорьем. А значит, речь идет о низкоквалифицированной и низкооплачиваемой работе.  

«Готов ли будет работодатель установить такому безработному оплату в 50 тысяч рублей, понимая, что ему вернется только 12 130 рублей и то — только за три месяца? При том что  работодатель получает работника, которому надо платить каждый месяц заработную плату, отпускные, отчислять социальные взносы…» — отмечает  Валентина Митрофанова.

«38 376 рублей на каждого работника — сумма небольшая, — соглашается доцент экономического факультета РУДН Астхик Налбандян  в комментарии Полит.ру. — Однако эта мера может быть актуальна для ресторанного бизнеса или для вакансий, которые не требуют от сотрудников высокой квалификации: из-за пандемии существует большой отток работников из стран СНГ, традиционно занятых в этих секторах». 

«Таким образом, по субсидии безработных, скорее всего, будут брать на неквалифицированную работу и платить не сильно выше установленной минимальной ставки оплаты труда, а для того чтобы решить проблему с безработицей, нужны рабочие места с достойными условиями труда и заработной платой. Создать их можно, только изменив деловой климат», — полагает Пётр Бизюков.

«Обучение ради обучения»

Кроме субсидирования занятости, среди факторов, способствующих снижению уровня безработицы, Минтруд назвал обучение безработных, предусмотренное в рамках национального проекта «Демография». Приобрести новые навыки смогут не менее 115 тыс. человек, говорится в сообщении Минтруда. 

Федеральный проект «Содействие занятости» предусматривает переобучение для россиян, которые ищут работу и обратились в органы службы занятости, для лиц в возрасте от 50 лет и старше, а  также для женщин в декретном отпуске или с детьми-дошкольниками. 

Максим Буев полагает, что обучение безработных будет стимулировать их к более активному поиску работы. «Переобучение, снабжение новыми навыками — это так называемая активная политика, которая повышает вероятность того, что безработица будет снижаться. Это, безусловно, правильный шаг, — рассказал эксперт. — Главным фактором успеха будет то, каким именно навыкам будут учить безработных. Переобучение должно быть поставлено в контекст конкретного локального рынка, чтобы не оказалось так, что для галочки безработным предлагают курсы английского языка, которые, по сути, ничего в их жизни не поменяют». 

«К сожалению, часто это "обучение ради обучения", — полагает Валентина Митрофанова. — Перечень профессий, на которые обучают безработных в органах занятости, страшно далек от реалий рынка и требований работодателя. Когда 50-летнему инженеру с 30-летним стажем работы предлагают обучиться на дизайнера, без какой-либо надежды на дальнейшее трудоустройство, понятно, почему у  наших безработных нет веры в органы занятости и в меры государственной поддержки по трудоустройству».

По словам эксперта, эффект от средств, которые были направлены государством на переобучение безработных, может измеряться только количеством трудоустроенных по итогам такого обучения и отдачи государству затрат на их обучение в виде налогов с заработной платы трудоустроенных граждан, однако объективной статистики по этому вопросу пока нет.

Валентина Митрофанова полагает, что обучать нужно не «чему-нибудь и как-нибудь», а под конкретного работодателя, у которого есть недостаток рабочей силы в регионе проживания безработного. «Это могут быть программы совместного обучения или переобучения безработных, когда государство объединяет свои усилия с работодателем. Или оплата такого обучения самим работодателем при предоставлении ему, например, налоговых льгот. Чтобы он понимал свою экономическую выгоду вкладываться в обучение людей и брал на себя обязательства по периоду их работы в компании», — поясняет эксперт.

Проблема безработицы должна решаться комплексно, полагают эксперты. В первую очередь, следует обратить внимание на систему профессионального образования. «Многие, кто сейчас только получает профессиональное обучение, уже потенциальные безработные», — отмечает Валентина Митрофанова. 

Важно иметь в виду также отраслевые запросы и региональную специфику рынка труда. «Не стоит полагать, что сейчас мы всех обучим на дизайнеров и программистов и у нас будет миллион дизайнеров, которые легко устроятся на работу в своем промышленном регионе», — подчеркнула  эксперт. 

Проблему безработицы можно решить только системной политикой, связав рынок труда с экономикой страны, отраслей и регионов и существующей системой образования. 

«Перед нами стоит большая и сложная проблема. 12 млрд рублей, выделенные Правительством на субсидирование найма, вряд ли ее решат», — отметил Пётр Бизюков в комментарии Полит.ру.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.