Шедевр, скрытый у всех на виду

Более сотни лет картина «Тайная вечеря» провисела в одной из английских церквей, не привлекая особого внимания публики. Теперь же двое реставраторов пришли к выводу, что это подлинная работа Тициана. Они обнаружили подпись художника и другие признаки, указывающие на происхождение картины.

История эта произошла в небольшом городе Ледбери в графстве Херефордшир, близ границы с Уэльсом. В 1904 году один из потомков коллекционера живописи Джона Скиппи подарил местной церкви Святого Михаила и всех ангелов картину с изображением тайной вечери. С тех пор она висела на стене, постепенно желтея от времени и не удостаиваясь особого внимания прихожан. Как рассказывает преподобный Кит Хитон-Тёрви, некоторым она даже не нравилась, и они предлагали ему избавиться от этой картины.

«Тайная вечеря». St. Michael and All Angels Church

Но однажды церковный совет обратился к искусствоведу и реставратору Рональду Муру с просьбой реставрировать другую «Тайную вечерю» — сделанную в XIX веке копию работы Леонардо да Винчи, которая висит над церковным алтарем. Когда Мур пришел в церковь, он обратил внимание на менее заметное полотно, висевшее на боковой стене. «Оно было необычным, но тогда я не знал, насколько необычным, — рассказывает Мур. — Картина висела примерно в трех метрах от пола, и ее трудно было разглядеть без лестницы».

Больше трех лет Рональд Мур и его коллега Патрисия Кенни изучали картину размером более 3,6 на 1,5 метра. Они сняли пожелтевшие слои старого лака и исследовали живопись в ультрафиолетовом свете. В итоге им удалось разглядеть подпись TITIANVS, скрывавшуюся в левом нижнем углу картины, на черном кувшине, стоящем рядом со столом, за которым сидят Иисус и апостолы.

Подпись Тициана. Фото: Ronald Moore, Patricia Kenny

По мнению исследователей, картина была написана в венецианской мастерской Тициана между 1560 и 1580 годами. Над ней работало много учеников художника, в том числе, возможно, его сын Орацио. Следы индивидуальных стилей заметны при внимательном изучении картины. «Самая большая проблема заключалась в том, что головы нарисованы разными художниками, причем некоторые из них потрясающего качества», — говорит Рональд Мур. Он насчитывает как минимум пять разных художников, работавших над картиной. Видимо, в момент смерти Тициана от чумы в 1576 году картина еще оставалась незаконченной и была завершена силами учеников. По словам Мура, мастерская была «сплоченной группой художников, которые могли работать в стиле Тициана». Среди вероятных соавторов картины был Якопо Пальма, который, как известно, после смерти Тициана завершил его картину «Пьета». Также на «Тайной вечере» обнаружена монограмма другого ученика Тициана — Джироламо Денте.

В любом случае, Рональд Мур полагает, что и сам Тициан принимал участие в работе над картиной. «Я не могу определенно сказать, что Тициан выполнил прорисовку, но это ужасно похоже на него. Мало кто смог бы так смело нарисовать картину в таком масштабе. Очень важно, что не видно никаких следов spolvero [техника переноса изображения при помощи специального трафарета, применявшаяся учениками при копировании работ мастера]. В картине много pentimenti — изменений композиции, внесенных уже во время работы, которые указывают, что это был непрерывный творческий процесс. Такие изменения могли быть сделаны только под руководством мастера-живописца», — объясняет Мур.

Интересный результат дало применение программы распознавания лиц. При ее помощи Патрисия Кенни сопоставила лица апостолов с «Тайной вечери» и другие работы Тициана, в том числе автопортреты. Она показала, что внешность некоторых апостолов основана на лицах самого Тициана и двух его сыновей, Орацио и Помпонио.

Еще одно подтверждение нашлось в архивных источниках. Мур и Кенни смогли обнаружить письмо Джона Скиппи, где сообщается о приобретении картины Тициана в одном из венецианских монастырей. В Англию картина прибыла в 1775 году и вскоре подверглась реставрации, по отзывам Мура, довольно небрежной. К началу XX века, когда семья коллекционера решила подарить картину церкви, ее связь с Тицианом оказалась уже забытой.

До нынешнего открытия была известна лишь одна картина Тициана на данный сюжет. Она написана существенно раньше, в 1542–1544 годах, и хранится сейчас в Национальной галерее Марке в городе Урбино.

Бывший директор Института Варбурга и специалист по итальянской живописи Чарльз Хоуп считает, что «Тайная вечеря» из Ледбери — действительно венецианская картина середины XVI века, но сомневается, что Тициан лично участвовал в ее создании. Тем не менее он признает, что в одном путеводителе по живописи, опубликованном в 1674 году, есть упоминание о «Тайной вечере» «школы Тициана», находящейся в церкви монастыря Конвертитов на венецианском острове Джудекка. «Этот монастырь позже закрыли, и я думаю, что "Тайная вечеря" оттуда может быть картиной из Ледбери, — говорит Хоуп. — Тот факт, что [автор путеводителя] относит ее к школе Тициана, означает, что он был уверен, что это не Тициан, но понятия не имел, кто мог ее нарисовать». Эксперты по итальянской живописи из Национальной галереи в Лондоне пока не дали комментариев по поводу картины.

Рональд Мур намерен рассказать об исследовании картины в книге «Потерянная "Тайная вечеря" Тициана» («Titian’s Lost Last Supper: A New Workshop Discovery»), которая выйдет в свет в конце марта. Церковь же была вынуждена установить дополнительную сигнализацию для охраны шедевра и скоро установит еще и систему видеонаблюдения. Однако прихожане скорее довольны случившимся и говорят, что картина привлекает в их город всё больше гостей со всего мира.

Обсудите с коллегами

21.04

Зеркало и свет

PRO SCIENCE
21.04

Ученые прочитали геном вымершей стеллеровой коровы

PRO SCIENCE
21.04

Недостаток сна увеличивает риск деменции

PRO SCIENCE
21.04

У древней группы морских беспозвоночных имеется аналог плаценты

PRO SCIENCE
20.04

Настройка системы тело–мозг

PRO SCIENCE
20.04

Трансгенные мыши и COVID-19

PRO SCIENCE
Рафаэль и тайна синего цвета Рафаэль и тайна синего цвета Реставрация Себастьяно дель Пьомбо Реставрация Себастьяно дель Пьомбо
Рафаэль и тайна синего цвета