Дневник стоика. 366 вопросов к себе

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Райана Холидея и Стивена Хансельмана «Дневник стоика. 366 вопросов к себе» (перевод Евгения Поникарова).

Стоицизм — гораздо больше, чем сборник правил или избитых фраз. Это набор не теряющих своей актуальности упражнений: систем для уменьшения страха, идей для борьбы с разрушительными мыслями, напоминаний о средствах, позволяющих не поддаваться искушению, а также о способах противостоять токсичным людям. В этой книге вы найдете 52 таких упражнения — по одному на каждую неделю года. Начните дважды в день делать записи в «Дневнике стоика», отвечая на важные и глубокие вопросы, и вы обретете новые точки опоры, научитесь смотреть на вещи иначе, получите примеры для подражания, а также освоите базовые практики стоиков, такие как разделение контроля, сосредоточение на настоящем моменте и проверка своих ощущений.

Каждая неделя года, по замыслу авторов книги, может быть посвящена размышлениям на какую-либо тему. Более узкие вопросы в рамках выбранной темы распределены по дням недели. Читателю рекомендуется, подобно античным стоикам, посвящать этим вопросам специально выделенное время утренних и вечерних размышлений и по возможности фиксировать результаты в дневнике.

Предлагаем ознакомиться с частью книги.

 

НЕДЕЛЯ XLI

Учитесь любить

Стоическое представление о συμπάθεια, сюмпатейя, о том, что все мы являемся частью единого целого и соединены взаимными интересами и связями, — это больше, чем золотое правило. Не относитесь к другим так, как вам бы хотелось, чтобы относились и к вам, — относитесь к ним как к себе, потому что мы все — части единого целого. Сенека говорил: всякий раз, когда он сталкивался с другим человеком, он видел возможность для доброты. От Гекатона он усвоил, что есть только одна возможность быть любимым — любить других. Кому вы можете подарить любовь на этой неделе? Как вы готовы продемонстрировать свою доброту? Как вы можете показать свои чувства — к незнакомцам, друзьям, семье? Как донести до них свое убеждение, что все мы — части одного целого?

Гекатон говорит: «Я укажу приворотное средство без всяких снадобий, без трав, без заклинаний знахарки. Если хочешь, чтоб тебя любили, — люби»[1].

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 9.6

Пусть благодеяние уподобляется глубоко зарытому кладу, который можно достать в случае крайней необходимости. <…> Природа повелевает мне приносить пользу людям… Случай благотворительности представляется везде, где только есть человек[2].

Сенека. О счастливой жизни. 24.2–3

Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными[3].

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 95.52

 

8 октября. Есть ли что-то более привлекательное, чем мудрость?

9 октября. Установил ли я собственные стандарты и придерживаюсь ли их?

10 октября. Что мои принципы говорят мне о стойкости и упорстве?

11 октября. Честность у меня в крови?

12 октября. Я способен не искать любовь, а первым дарить ее?

13 октября. Разве месть хоть когда-то хоть что-то помогла сделать лучше?

14 октября. Что, если не злиться, а предложить помощь?

 

НЕДЕЛЯ XLII

Сделайте честность своей политикой

Марк Аврелий был императором, и поэтому вокруг него редко появлялись добропорядочные люди. При дворе процветали злоязычие, алчность и обман; каждый легко продавал друзей, едва появлялась возможность выдвинуться самому. Но особенно философу не нравилась демонстративная порядочность. Он считал, что, произнеся «Буду с вами честным», вы признаетесь, что честность для вас — исключение, а не правило. Насколько это печально? Время подумать о том, что такие мелкие заявления говорят о нас, и убедиться, что наша политика по умолчанию — честность и прямота.

Сколько испорченного и показного в том, кто говорит: «Знаешь, я лучше буду с тобой попросту». Что ты, человек, делаешь? Незачем наперед говорить — объявится тут же; должно, чтобы прямо на лице это было написано, чтобы это было прямо в голосе, чтобы прямо исходило из глаз, — так любимый сразу всё узнает во взгляде любящего. Вообще простой и добротный должен быть вроде смердящего, так, чтобы стоящий рядом, приблизившись к нему, хочет или не хочет, тут же это почувствовал. А старательность — простоте нож. Ничего нет постыднее волчьей дружбы. Этого избегай всего более. Добротный, простой, благожелательный по глазам видны — не укроются[4].

Марк Аврелий. Размышления. 11.15

И потом, льнуть к друзьям, радоваться их поступкам как своим собственным — это согласно с природой. А не будь этого, мы лишились бы и добродетели, которая сильна повседневным упражнением[5].

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 109.15

 

15 октября. Выдам ли я людям кредит доверия?

16 октября. Как я могу поделиться философией, которая мне так сильно помогла?

17 октября. Как я могу продемонстрировать другим людям доброту?

18 октября. Я избегаю ложной дружбы и дурного влияния?

19 октября. Какой хорошей привычкой я могу сегодня вытеснить плохую?

20 октября. Проявляются ли мои принципы в моей жизни?

21 октября. Могу ли я поступать правильно и не беспокоиться о репутации?

 

НЕДЕЛЯ XLIII

Стройте, а не разрушайте

Что может быть хуже для продуктивной работы, чем коллектив, в котором издевательства и стремление утвердиться в своем превосходстве считаются нормой? Порой руководители думают, что построить людей, заставить их ходить по струнке и постоянно держать в узде — это часть руководящих обязанностей. Однако подобное обращение с подчиненными удивительно непродуктивно. Пит Кэрролл, тренер Seattle Seahawks[6], спрашивает: если игрокам так важна уверенность в себе, почему тренер делает всё возможное, чтобы уничтожить ее?

Марк Аврелий мог по своему желанию лишить жизни практически любого человека, однако почти никогда этого не делал. Он напоминал себе, что лучше созидать: находить и объединять сторонников, быть скромным, терпимым и готовым встретить неприятности. Мы созданы для сотрудничества (συνεργία, синергия) и совместной деятельности (πράξειςκοινωνικὰς ἀποδιδόναι, праксейс койноникас аподидонай). Давайте подумаем: как мы можем поддерживать у других уверенность в себе? Как при этом найти что-то для себя?

Есть люди, превосходящие тебя в искусстве борьбы. Но пусть никто не превзойдет тебя в преданности общему благу, в скромности, в покорности всему совершающемуся, в снисходительности к заблуждениям ближних[7].

Марк Аврелий. Размышления. 7.52

Когда ты с неохотой восстаешь от сна, вспомни, что, согласно свойственному тебе строению и человеческой природе, твое назначение — преследование общего блага; сон же есть нечто присущее и неразумным тварям. То же, что согласно с природой каждого, ему наиболее приличествует, наиболее соответствует, даже наиболее для него привлекательно[8].

Марк Аврелий. Размышления. 8.12

 

22 октября. Я на самом деле совершенствуюсь или всего лишь тешу свое тщеславие?

23 октября. Я демонстрирую свои лучшие качества?

24 октября. Что есть внутри меня доброго?
Я могу вывести это вовне?

25 октября. Какие у меня задачи в жизни?

26 октября. Мои цели естественны, нравственны и рациональны?

27 октября. Что вышло мне боком: плохие поступки или неправильный выбор?

28 октября. Как я могу стать частью чего-то большего?



[1] Перевод С. А. Ошерова. — Прим. пер.

[2] Перевод С. Ц. Янушевского. — Прим. пер.

[3] Перевод С. А. Ошерова. — Прим. пер.

[4] Перевод А. К. Гаврилова. — Прим. пер.

[5] Перевод С. А. Ошерова. — Прим. пер.

[6] Seattle Seahawks — профессиональный клуб по американскому футболу. — Прим. пер.

[7] Перевод С. М. Роговина. — Прим. науч. ред.

[8] Перевод С. М. Роговина. — Прим. науч. ред.

Обсудите с коллегами

17.04

Мужской фактор

PRO SCIENCE
16.04

Знак священного

PRO SCIENCE
16.04

Открытая в пещерах Черногории улитка получила название в честь теннисиста Новака Джоковича

PRO SCIENCE
16.04

Впервые ядерную ДНК неандертальцев сумели выделить из грунта пещер

PRO SCIENCE
16.04

Жители Западной Африки собирали мед диких пчел 3500 лет назад

PRO SCIENCE
16.04

У тайваньской лягушки оказалось три пары половых хромосом

PRO SCIENCE
Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века Думай как римский император Думай как римский император
Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века