29 марта 2024, пятница, 09:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 февраля 2021, 15:00

Будущее электронных университетов: останемся ли в «онлайне»?

Лекция в Zoom,  Chris Montgomery on Unsplash
Лекция в Zoom, Chris Montgomery on Unsplash

После года «удаленки» в университетах из-за пандемии коронавируса остро встал вопрос онлайн-обучения: стоит ли продолжать, эффективно ли это? Кроме того, вопросом озадачилась власть: онлайн-образование есть, регулирования — нет. Что такое электронный университет, можно ли перенести образовательный процесс полностью в онлайн?

Определиться с понятиями

«Россия — единственная из стран "большой двадцатки", где до сих пор нет ни одного электронного университета», — заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке депутат Олег Смолин. Но что понимать под электронным университетом? В российском законодательстве об образовании такой категории нет, а мнения экспертов по вопросу, что следует считать электронным университетом, разнятся. 

«Электронный университет — это вуз, который ведет занятия исключительно с применением дистанционных образовательных технологий. Речь идет о высшем образовании», — пояснил в комментарии Полит.ру Олег Смолин.

В число электронных университетов часто записывают зарубежные Khan Academy, Udacity, Coursera или edX, где процесс обучения строится по следующей схеме: слушатель выбирает в списке нужный курс и записывается на него. Доступы к учебным модулям открываются по мере выполнения заданий. По окончании курса студент получает «диплом». Задавать вопросы и общаться с преподавателями и сокурсниками можно на специальном форуме курса. На Coursera, к примеру, собраны курсы от университетов со всего мира, культурных институтов и крупных компаний (таких как IBM). 

«В качестве прообраза электронного университета можно привести в пример платформы МООС (массовых открытых онлайн-курсов. В частности, Coursera, — Прим. Полит.ру), — отмечает ректор Университета 20.35 Нина Яныкина в комментарии Полит.ру. — Вы набираете те знания, которые нужны, получаете соответствующие документы, сертифицирующие ваше образование, но я бы не назвала это университетом. Это образовательная платформа, на которой множество действующих университетов размещают тот контент, который они способны перевести в онлайн и который может потребляться в онлайне». 

Нина Яныкина полагает, что электронным университетом можно считать цифровую платформу, которая позволяет вести образовательную деятельность с помощью передовых технологий, в том числе на основе искусственного интеллекта, а также обеспечивает сетевое взаимодействие как федеральных, так и региональных вузов. Электронные университеты могут более быстро и гибко реагировать на запросы работодателей и обеспечивать качественную и быструю подготовку востребованных специалистов, отмечает эксперт. 

Руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета НТИ 20.35 Андрей Комиссаров предположил, что электронный университет — это образовательное учреждение без стен, собственных преподавателей, необходимости очного присутствия студентов на занятиях, где собраны курсы ведущих университетов мира по аналогии с Coursera. Такой университет дает компетенции, навыки и знания, анализирует данные учащихся, в частности, их цифровой след, на основе которого отслеживает прогресс студента и выдает итоговые сертификаты. 

«Я не знаю ни одного университета в мире, который бы полноценно работал по такой схеме. Есть "надстройки" к университетам, есть такие организации, как Университет 20.35, которые частично выполняют эти функции, но мы все-таки больше занимаемся разработкой, чем обучением. Однако на возникновение электронных университетов есть устойчивый тренд», — отметил эксперт в комментарии Полит.ру.  

Условия для развития электронных университетов

По словам депутата Олега Смолина, университеты, которые хотят создать электронную образовательную среду, должны быть освобождены от бюрократических ограничений. В качестве примера он привел норму, согласно которой московский вуз, ведущий обучение в режиме электронных технологий, должен был иметь 11 квадратных метров в Москве на каждого дистанционного студента. «Эту норму убрали, но еще до недавнего времени от "электронного университета" требовали наличие стадионов и медпунктов. Сейчас работает "регуляторная гильотина", какие-то устаревшие нормы отсекаются, посмотрим, как будет на практике», — добавил в комментарии Полит.ру депутат.

Андрей Комиссаров полагает, что основная причина — не в бюрократических препонах, а в отсутствии желания у университетов «с именем» переоснащаться: известные вузы имеют стабильные дотации от государства и не хотят ничего менять в образовательном процессе. 

Возникает и кадровый вопрос. Не хватает специалистов, необходимых для создания «электронных университетов». «Речь идет не о преподавателях, им не нужно переобуваться и переходить на цифровые рельсы, их дело — учить, — добавляет Андрей Комиссаров. — Вопрос в том, чтобы внедрить в вуз экосистему из новых специалистов. Это педагогический дизайнер, который разрабатывает образовательные программы, образовательный технолог, который внедряет педагогические либо игровые технологии, и образовательный дата-аналитик или инженер, работающий с интерпретацией полученных данных». 

По словам Комиссарова, процесс создания электронных университетов мог бы развиваться согласно принципам меритократии — «власти достойных». «Нужно дать больше возможностей вузам соревноваться за бюджеты на основе своих заслуг, — полагает Андрей Комиссаров. — Жесткая конкуренция автоматически запустила бы процесс внедрения элементов цифрового университета». 

Если речь идет о формализации электронного университета, возникает вопрос о лицензировании и аккредитации, отметила Нина Яныкина. «Но стандарта, который бы полноценно регулировал деятельность образовательной организации в электронной среде, покрывал все конфигурации, всё множество развилок, все форматы, все протоколы работы с данными о человеке, о его развитии и поведении на образовательной платформе, у нас нет», — констатирует эксперт.

Не все профессии можно и нужно переводить в онлайн. «Вы можете изучить общий курс органической химии, но для того чтобы работать на опасном химическом производстве, вы должны попробовать это в реальной лаборатории. Технологии не настолько шагнули вперед, чтобы проводить опыты в виртуальном пространстве в сенсорных перчатках и с использованием цифрового носа», — отмечает Нина Яныкина.

Она уверена, что будущее за гибридным обучением: «В ближайшие несколько лет полностью реализовать в электронном формате все функции современного университета — а это воспитание, обучение, исследования, внедрение их результатов в реальный сектор экономики — нельзя. Это не позволяют сделать текущее состояние технологий, поведенческие установки и паттерны человечества».

Андрей Комиссаров, напротив, полагает, что скоро мы увидим большие подвижки в этом поле. По его словам, появление электронных университетов — это вопрос пяти лет: «Большое давление на университеты оказывают такие компании, как Skillbox, Нетология, Яндекс.практикум, Skyeng. Это конкурентные, дерзкие, быстрые и адаптивные ребята. Они отъедают рынок и классно делают бизнес. У университетов уже начинается "прозрение" – они теряют позиции и клиентов, надо меняться».

Выходит, сегодня «электронный университет» — это, скорее, способ освоить дополнительные знания и навыки дистанционно, в удобное для себя время. Качественно или не очень — как повезет. Не исключено, что на горизонте пяти лет полноценное высшее образование можно будет получить из любой точки страны — и оно будет котироваться. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.