Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном.

Священномученик Андрей Зимин

Андрей Зимин — сын забайкальского казака. 23 июня 1894 года, будучи 22 лет, окончил Благовещенскую духовную семинарию и был определен псаломщиком к Зареченской миссионерской церкви. В том же году женился, в семье родилось пятеро детей.

17 сентября 1894 года был рукоположен во диакона, а на следующий день — во священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковноприходской школы при соборе. Состоял законоучителем 1-го народного училища, членом и секретарем Благовещенского отделения Епархиального училищного совета. С рвением относился к проповеди и проведению бесед с прихожанами.

В 1895-1899 годах временно заведовал городской домовой архиерейской церковью в г. Благовещенске. В 1897-1900 годах заведовал соборной церковноприходской школой. С 1898 по 1900 год исполнял обязанности казначея Благовещенского православного Братства Пресвятой Богородицы и казначея Верхне-Амурского отделения училищного совета. В 1899 году был депутатом и делопроизводителем 1-го съезда духовенства Благовещенской епархии.

15 мая 1900 года, согласно прошению о принятии на службу во Владивостокскую епархию, определен настоятелем церкви Рождества Богородицы с. Черниговка Южно-Уссурийского края (ст.Мучная, Черниговский район Приморского края). Здесь, как и в Благовещенске, отец Андрей Зимин усердно принялся за развитие народного просвещения. Осенью 1900 года он открыл церковноприходскую школу в с. Черниговке. Преподавал Закон Божий в трех школах Черниговки (двух министерских и церковноприходской) и школе с. Алтыновки. В течение 10 лет вел воскресную школу для взрослых с народными чтениями религиозно-нравственного содержания. Являлся лектором педагогических курсов в г. Никольске-Уссурийском. Регулярно публиковал проповеди и поучения в епархиальном журнале. За годы его настоятельства под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.

Внес большой вклад в развитие хозяйственной деятельности края, будучи членом совета Черниговского сельскохозяйственного общества, объединявшего 70 крестьян. Общество имело свою библиотеку и проводило беседы по полеводству, огородничеству, садоводству, скотоводству и пчеловодству, внедряя новые самые культурные методы хозяйствования, устраивало сельскохозяйственные выставки, награждая лучших хозяев.

В 1901 году назначен благочинным в Черниговской волости. За первые десять лет служения количество церквей благочиния увеличилось вдвое. Его стараниями при нескольких храмах были открыты Братства трезвости. Отец Андрей уделял большое внимание воспитанию и образованию детей, научению людей основам православного вероучения, сохранению традиций в совершении богослужений, был активным участником епархиальных съездов.

В 1905 году заведовал приходом в Дмитриевской Покровской церкви. В 1906 году трудился вместе с крестьянами села Алтыновки Приморской области, возводя храм и занимаясь оснащением Алтыновской церкви. Крестьянами села Алтыновка при содействии о. Андрея был отлит колокол.

12 июня 1908 года утвержден в должности благочинного.

В 1913 году возведен в сан протоиерея.

В 1918-1922 годы в Приморье действовали партизанские отряды большевиков, которые в июне 1919 года ограбили жителей Черниговки, уведя с собой в тайгу настоятеля храма как заложника. Продержав отца Андрея в плену примерно месяц, после унижений и оскорблений отпустили домой в июле того же года.

Через несколько месяцев, в канун праздника Крещения Господня, в ночь на 18 января 1920 года, в дом священнослужителя ворвались вооруженные бандиты, которые стали жестоко истязать его и членов его семьи: жену Лидию Александровну, дочерей Ольгу, Марию, Лидию и сына Александра, мать матушки, Домнику Петровну Шмарову 74 лет и прислугу. Их мучали и пытали, требовали денег, на глазах у всех надругались над матушкой и дочерьми. Домника Петровна умерла тут же от разрыва сердца. Детей и матушку застрелили, а о. Андрея повалили на пол связанного, били и истязали, а потом положили на его грудь дверь и, встав на нее, раздавили священника своей тяжестью.

Отец Андрей, по свидетельству его родственника, священника Иоанна Коноплева, незадолго до гибели видел сон, в котором ему была показана его будущая страдальческая кончина. Описав увиденное в письме, он передал его отцу Иоанну с разрешением вскрыть конверт после смерти.

Тела убиенных — отца Андрея и членов его семьи: жены Лидии, тещи Домники и четверых детей — погребли по церковному чину в общей могиле рядом с храмом в Черниговке. По другой версии, могила о.Андрея находится на старом кладбище в Черниговке. В 1943 году в церковь пришла одна бабушка и показала на старом кладбище могилу. После этого за могилой стали ухаживать, выложили ее камнями, освятили. Также, по воспоминаниям жителей села, есть версия о том, что могила находится на территории церковного парка, где позже был построен Дом культуры.

Обсудите с коллегами

11:00

За сутки в России выявили 10,5 тыс. новых случаев коронавируса

10:32

С начала пандемии коронавирусом в мире заразились 116,5 млн человек

10:11

Предполагаемая дочь Путина сыграла диджей-сет в московском клубе, ее сопровождала охрана

10:00

Хорошие новости. 27 февраля — 5 марта

09:29

Российский боец Петр Ян нанес запрещенный удар и был дисквалифицирован, он лишен чемпионского титула

07:00

Мученик Михаил Амелюшкин

Священномученик Платон Кульбуш