Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном.

Священномученик Тихон Никаноров

Василий Никаноров – сын псаломщика из села Кирюга Кирилловского уезда Новгородской губернии семье псаломщика Ротковской Троицкой церкви. В 1871 году в 16 лет окончил Кирилловское духовное училище, в 1877 году - Новгородскую духовную семинарию первым студентом, в 1881 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

1 августа 1881 года определён преподавателем Священной истории и помощником смотрителя в Белозерское духовное училище. Преподавал также географию. Любил учащихся, постоянно заботился о них, хлопотал об одежде и обуви для бедных учеников, нередко тратил на эти цели свои средства. Ревизия 1882 года отозвалась о нем как о хорошем педагоге. 25 апреля 1884 года назначен преподавателем и инспектором Новгородской духовной семинарии при условии пострижения в монашество. Постриг должен был совершить архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов). 15 июня того же года пострижен в монашество с наречением имени Тихон. 8 июля того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 10 – сан иеромонаха. 6 декабря 1888 года возведен в сан игумена.

25 декабря 1890 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Новгородской духовной семинарии.

С 21 января 1891 года - настоятель Новгородского Антониевского монастыря.

2 февраля 1892 года хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали в Москве: митрополит Московский Леонтий (Лебединский), преосвященный Нестор (Метаниев), член Московской Синодальной конторы, епископ Дмитровский Александр (Светлаков) и епископ Христофор (Смирнов), настоятель Новоиерусалимского монастыря.

С 20 августа 1899 года - епископ Полоцкий и Витебский. С 4 июня 1902 года - епископ Пензенский и Саранский. В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904). В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию.

25 июля 1907 года епископ Тихон уволился на покой, а 31 июля того же года стал управляющим московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

С 25 июня 1912 года - епископ Калужский и Боровский. 13 мая 1913 года возведён в сан архиепископа с назначением Воронежскую и Задонскую кафедру.

8 июня 1917 года за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией.

Был участником Всероссийского поместного собора 1917-1918 годов в Москве.

3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев. В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Благовещенском Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.

Об обстоятельствах кончины архиерея существует несколько версий. Одна из них говорит о мученической смерти праведника. Согласно этой версии, впервые опубликованной протопресвитером Михаилом Польским, в декабре 1919 года вооруженные большевики повесили архиепископа на царских вратах монастырского Благовещенского собора во время совершения богослужения. В сообщениях зарубежной прессы была названа дата расправы: 9 января н. ст .1920 года. Поздняя дата похорон объяснена тем, что в течение двух месяцев тело запрещали хоронить.

Обсудите с коллегами

09:01

Минпросвещения призвало родителей покататься с детьми на санках и посмотреть любимое кино в день протестов

08:31

Илон Маск пожертвует $100 млн разработчикам за лучшую технологию улавливания углерода

08:07

Страны Евросоюза договорились о взаимном признании результатов тестов на коронавирус

07:36

Байден поручил разведке изучить истории о возможном вмешательстве РФ в выборы США, кибератаках и отравлении Навального

07:30

Что посмотреть: рекомендует культуролог Лера Конончук

07:00

Священномученик Виктор Усов

Священномученик Александр Волков