Главное в истории архитектуры. Стили, здания, элементы, материалы

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Сьюзи Ходж «Главное в истории архитектуры. Стили, здания, элементы, материалы» (перевод Н. Лисовой).

Книга доступно рассказывает об истории развития архитектуры со времен Древнего Египта до наших дней. Вы узнаете об основных стилях, элементах и материалах, а также познакомитесь с 50 наиболее значимыми архитектурными творениями — от пирамид, соборов и храмов до башен, пожарных станций и высокотехнологичных небоскребов. Сьюзи Ходж объясняет, как и почему развивалась архитектура, кто внедрял инновации, что они собой представляли, где и когда они были впервые использованы. Книга знакомит читателей с культовыми зданиями и строениями со всего мира и показывает различные методы и материалы, использованные архитекторами при их создании.

Структура книги позволяет любому читателю легко перемещаться по основным стилям, элементам и материалам и знакомиться с историей развития архитектуры, изучая информацию о великих зданиях и строениях, созданных древними зодчими и современными архитекторами. В книге четыре раздела: «Стили», «Здания», «Элементы» и «Материалы». Каждый раздел можно изучать отдельно или вместе с другими. Разделы внутри организованы хронологически, но читать книгу можно в любом порядке.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом книги.

 

Дом Шрёдер

Геррит Ритвельд • Утрехт, Нидерланды • 1924

В 1924 году голландская светская львица и фармацевт Трюс Шрёдер-Шредер (1889–1985) предложила Герриту Ритвельду (1888–1964) построить дом для нее и ее троих детей.

Этот небольшой частный особняк воплощал в себе идеалы «Де Стейл» — группы нидерландских художников и архитекторов 1920-х годов, решительно порвавших с архитектурой прошлого. В двухэтажном доме первый этаж организован вокруг центральной лестницы, а второй представляет собой открытое и динамичное, изменяемое жилое пространство.

Шрёдер-Шредер всегда интересовалась искусством и знала чего хочет, но у нее не было ни архитектурного, ни дизайнерского опыта и образования. Ритвельд сначала сказал, что ее запрос на гибкое жилое пространство реализовать невозможно, но со временем добился желаемого при помощи системы раздвижных и вращающихся перегородок, которые можно было закрывать и открывать, разделяя или, по желанию, расширяя комнаты и получая множество вариантов. Композиция дома основана на перпендикулярных линиях и плоскостях, на фасадах несколько балконов.

Цветовая гамма, согласно идеалам неопластицизма, ограничена белым, серым, черным и основными цветами, причем в этом внутреннее и внешнее пространство мало различаются. Даже окна, следуя строгим стандартам «Де Стейл», раскрываются по отношению к стене только на 90º. Фундамент и балконы сделаны из бетона, стены — из оштукатуренного кирпича; оконные рамы, двери и полы в доме деревянные.

 

Геррит Ритвельд

Еще ребенком Геррит освоил мастерство изготовления мебели, а с 1906 по 1911 год работал чертежником у ювелира в Утрехте, прежде чем начать собственный бизнес по производству мебели. Архитектурные работы Ритвельда следуют принципам его же мебельного дизайна, возникшим под влиянием работы группы «Де Стейл», к которой он примкнул в 1918 году. В 1950-е годы Геррит работал преимущественно над проектами социального жилья.

 

Здание школы Баухаус

Вальтер Гропиус • Дессау, Германия • 1926

Баухаус, основанный в 1919 году в Германии (Веймар) Вальтером Гропиусом (1883–1969), — школа дизайна, основной задачей которой было максимальное сближение промышленности, ремесел и искусств, а также изменение принципов творческой деятельности.

В 1925 году, при переезде Баухауса в Дессау, Гропиус спроектировал для школы новый кампус, выбрав асимметричный план территории с серией отдельных зданий, или корпусов. Каждый корпус был приспособлен для определенных функций: там были мастерские, студии, библиотека, столовая, жилые и лекционные, учебные и актовые помещения. Мастерская и ремесленное училище располагались в двух отдельных трехэтажных корпусах, связанных двухэтажным переходом-мостом, и в пятиэтажном корпусе, где было 28 одинаковых квартир для студентов и младших преподавателей. Неподалеку находились небольшие домики для старших преподавателей и директора школы.

Здание построено из железобетона, стекла и стали. Многочисленные большие окна снабжены стальными рамами, из которых собраны стеклянные наружные стены на несущем каркасе. Плоская крыша придает корпусам единообразие, а цветовая гамма ограничена серым, белым и черным цветами с небольшими вставками красного на дверях. Чистые линии зданий служат образцом промышленной минималистической эстетики Баухауса. Все детали интерьера были изготовлены в мастерских школы.

 

Вальтер Гропиус

Гропиус родился в Берлине и работал у Петера Беренса (1868–1940), а в 1910 году вместе с Адольфом Мейером (1881–1929) начал собственную архитектурную практику. В 1919 году он основал Баухаус и с 1919 по 1928 год был его директором. Всю жизнь Гропиус неустанно пропагандировал принцип, впервые сформулированный Луисом Салливаном: форма определяет функцию. В 1934 году он переехал в Англию, затем, в 1937 году, эмигрировал в США.

 

Крайслер-билдинг

Уильям Ван Ален • Нью-Йорк, США • 1928–1930

Крайслер-билдинг, спроектированный Уильямом ван Аленом (1883–1954), в 1930 году, после завершения строительства, считался самым высоким зданием в мире.

Высота небоскреба от уровня земли до кончика шпиля — 319 м, в нем 77 этажей и 3862 окна. Строился он как штаб-квартира компании Chrysler Motors и первым из рукотворных сооружений преодолел высоту 1000 футов (305 м). Поднимаясь с широкого фундамента, здание постепенно сужается, пока не достигает стройного шпиля на верхушке. Построено оно на стальном каркасе, заполненном каменной кладкой, и содержит области декоративной металлической облицовки, украшенной расходящимися лучами, зигзагообразными и волнообразными мотивами, черными и белыми горизонтальными линиями и геометрическими узорами. Во внешней отделке и оконных рамах широко использована сталь Nirosta — блестящий нержавеющий сплав; холл на первом этаже сверкает мрамором и хромом. Благодаря всем этим элементам Крайслер-билдинг признан образцом стиля ар-деко, заявившего о себе во время Парижской выставки 1925 года.

Ван Ален намеревался увенчать здание стеклянным куполом, но обнаружил, что за звание самого высокого здания в мире с ним уже конкурирует строящийся Манхэттенский банк по проекту Х. Крейга Северанса (1879–1941). По этой причине вместо купола ван Ален добавил шпиль, четыре секции которого были изготовлены заранее и установлены на место в октябре 1929 года. Здание было снабжено современной системой вакуумной чистки и тридцатью двумя скоростными лифтами, благодаря чему считалось мировым лидером по эффективности.

 

Уильям ван Ален

Ван Ален успел поучиться в Институте Пратта и поработать с несколькими нью-йоркскими архитекторами, прежде чем в 1908 году сумел получить стипендию на обучение в Школе изящных искусств в Париже. Вернувшись в Нью-Йорк, он вступил в гонку с прежним бизнес-партнером Х. Крейгом Северансом, целью которой была постройка самого высокого здания в мире.

Вилла Савой

Ле Корбюзье • Пьер Жаннере • Пуасси, Франция • 1929–1931

Вилла Савой с ее ленточными окнами, столбами-опорами, плоской крышей и свободной планировкой внутреннего пространства — классический образец интернационального стиля.

Спроектированная как загородный дом для отдыха в выходные, вилла стала, пожалуй, самой узнаваемой архитектурной работой Ле Корбюзье (1887–1965). Он создавал ее в сотрудничестве с кузеном Пьером Жаннере (1896–1967). Вилла Савой следует принципу Корбюзье: «Дом — это машина для жизни». В ней также есть все «пять отправных точек современной архитектуры», описанные им в книге «К архитектуре» (1923): любое современное здание должно иметь столбы-опоры, поднимающие его над землей; свободный фасад, не определяемый конструкцией; открытую планировку этажа; горизонтальные или ленточные окна; сад на плоской крыше.

Благодаря в основном белым внешним фасадам и длинным горизонтальным окнам, избавленным от обычных конструкционных ограничений, свет свободно льется в широкие, открытые пространства строения. Хотя для него характерны в основном прямые линии, внутренняя лестница, напротив, изогнута; также внутри имеются наклонные пандусы, рождающие ощущение движения. Опорные столбы, приподнимающие дом, позволяют парковать машины рядом с входной дверью, одновременно порождая эффект парения и подчеркивая горизонтальность окон.

 

Идея Ле Корбюзье о строительстве виллы на простых белых столбах-опорах должна была создать под домом мощеное, защищенное сверху пространство для парковки автомобиля при одновременной передаче зрителю чувства легкости конструкции.

 

На крышу, в сад и на солнечную террасу ведут одновременно лестница и пандус. Для Ле Корбюзье защищенный сад на крыше был одной из важнейших зон в доме, где его обитатели могли отдыхать и наслаждаться солнечным светом.

 

Снижая зависимость от несущих внешних стен, ленточные окна — длинное горизонтальное остекление в стальной раме — стали символом нового интернационального стиля.

 

Ле Корбюзье

Шарль Эдуар Жаннере родился в Швейцарии и, прежде чем стать архитектором и сменить имя на Ле Корбюзье, приобрел специальность гравера; он учился у Петера Беренса в Берлине и Огюста Перре (1874–1954) в Париже. Пионер модернистской архитектуры и интернационального стиля, в 1922 году он вместе с Пьером Жаннере начал архитектурную практику и прославился проектами элегантных и в то же время функциональных зданий.

Обсудите с коллегами

10:15

На Галапагосских островах выросла численность пингвинов и нелетающих бакланов

25.10

Иллюстрированная история орнитологии

24.10

Древняя магия

23.10

Толстые лори предпочитают использовать свой яд против сородичей

23.10

Роботы помогли в 4 раза ускорить подготовку стволовых клеток, чтобы вырастить сетчатку в пробирке

23.10

Создан простой и эффективный метод выявления ядовитого афлатоксина-В1 в продуктах

Книга о Петербурге