Смерть Рафаэля

Причины смерти великих людей прошлого часто оказываются неясными. Слишком отрывочные сведения об их недомоганиях предоставляют нам сохранившиеся источники, да и профессиональные врачи-современники не могли описать симптомы болезни на современном уровне. Зато недостаток информации создает благоприятные условия для появления большого количества гипотез. Поэтому регулярно предлагаются новые диагнозы для Александра Македонского или Юлия Цезаря, Микеланджело или Шопена. Недавно журнал Internal and Emergency Medicine опубликовал письмо группы ученых из Школы медицины и хирургии Миланского университета Бикокка, в котором они пытаются разобраться, от чего умер Рафаэль Санти.

Великий художник умер в Риме 6 апреля 1520 года в возрасте всего 37 лет. Джорджо Вазари описывает смерть Рафаэля так:

…Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам. И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности (per poca prudenza) отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Тогда он составил завещание и первым делом как христианин отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил, и флорентинцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также некиим священником из Урбино, своим родственником. Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда был восстановлен древний каменный табернакль и чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти. А всё свое имущество он завещал Джулио и Джованни Франческо, назначив своим душеприказчиком мессера Бальдассаре из Пеши, в то время папского датария. А засим после исповеди и покаяния он завершил свой жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу, тридцати семи лет от роду. Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную.
(пер. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского)

Многие исследователи стремились объяснить скоропостижную смерть художника в молодом возрасте. В качестве диагнозов ими предлагались и малярия, и воспаление легких, и «просяная лихорадка» (febbre miliare, так раньше называли острое инфекционное заболевание, сопровождавшееся лихорадкой и сыпью, напоминавшей зерна проса, сейчас считается, что эти симптомы могут относиться к разным заболеваниям), и даже просто переутомление. Намеки Вазари на любовные похождения Рафаэля заставляли задуматься о венерических болезнях, в первую очередь – о сифилисе, который к тому времени уже был прекрасно известен в Италии, хотя еще не получил своего нынешнего названия и звался неаполитанской, или галльской, болезнью. Но скоротечный характер болезни ничем не напоминает сифилис как и гонорею.

Авторы новой статьи во главе с Микеле Аугусто Рива (Michele Augusto Riva) отмечают, что Вазари было всего девять лет в год смерти Рафаэля, а свою книгу он писал еще через тридцать лет, так что можно предположить, что рассказ о смерти художника основан на непроверенных слухах. Поэтому они предпочитают обратиться к другим источникам. Так, Альфонсо Палуччи, агент феррарского герцога в Риме, пишет спустя день после смерти художника: «Он умер от длительной и острой лихорадки, которая охватила его восемью днями ранее». Из этого можно сделать вывод, что болезнь Рафаэля продолжалась больше недели. Поскольку указаний на периодические приступы болезни нет, исследователи считают возможным отвергнуть диагноз малярии.

Признаки, которые указывали бы на вирусный гепатит (например, пожелтение кожи), также никем не упоминаются. Не нашлось и упоминаний о том, что в Риме в год смерти Рафаэля были вспышки чумы или брюшного тифа. В итоге авторы остановились на гипотезе об инфекционном легочном заболевании.

Но важным фактором, способствовавшим смерти Рафаэля, исследователи считают проведенное кровопускание, и в этом их мнение совпадает с Вазари. Кровопускание было одним из основных методов медицины эпохи Возрождения. В частности, оно применялось при лихорадке, так как причиной болезни считался перегрев организма от избытка крови. Но как раз в первой четверти XVI века среди врачей Италии началась дискуссия по поводу полезности кровопускания и появились ученые, отрицавшие его применение при ряде недугов. В 1546 году Джироламо Фракасторо издал труд «De contagione et contagiosis morbis», где призвал не использовать кровопускания при инфекционных болезнях, «проникающих извне» («contages extrinsecus»).

Возможно, если бы Рафаэль в разговоре с врачами упомянул свои ночные прогулки к любовницам по холодному Риму, они могли бы предположить, что его лихорадка возникла вследствие внешнего заражения, и кровопускание в этом случае ему противопоказано. Но он скрыл этот факт (Вазари сообщает, что шли переговоры о свадьбе художника с племянницей одного из кардиналов, а также, что Рафаэль не исключал, что задолжавший ему за работу крупную сумму денег папа Лев X сделает в счет уплаты долга кардиналом самого Рафаэля). Поэтому врачи объяснили его лихорадку «внутренним жаром» организма и применили излюбленное средство.

Обсудите с коллегами

12:00

В Швеции нашли захоронение собаки времен неолита

10:25

В Великобритании прочитан геном штамма плесени, из которого Александр Флеминг впервые выделил пенициллин

24.09

Земля Обетованная

24.09

В алтайской пещере нашли два зуба неандертальцев

24.09

Мимо Земли сегодня пролетит астероид размером с небольшой автобус

24.09

Новый вид микроквакш открыт в Таиланде

Новый диагноз Александра Македонского Новый диагноз Александра Македонского Десять диагнозов Джоконды Десять диагнозов Джоконды
Новый диагноз Александра Македонского