Создание арки персонажа

Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет книгу Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя» (перевод Ольги Корчевской)

Писательница и автор учебников по литературному мастерству Кэти Мари Уэйланд посвятила книгу теме разработки арок персонажей. Почему именно арка персонажа? Потому что если ваш герой на протяжении всей истории никак не меняется, не развивается и ничему не учится, а топчется на одном месте, он никому не интересен. И напротив, умение выстроить арку персонажа — ключевой навык автора любого литературного произведения, будь то художественная проза или сценарий для кино и телевидения.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, чем положительная арка отличается от отрицательной и плоской, может ли в вашем произведении быть сразу несколько арок или не быть вообще ни одной. Популярная подача, авторский стиль и разбор известных фильмов обеспечивают книге самую широкую аудиторию.

Предлагаем прочитать одну из глав книги.

 

Первое впечатление действительно важно. А показательный момент вашего персонажа — это его первый шанс произвести впечатление на читателей. Теперь, когда вы постигли азы теории эволюции персонажа и научились создавать внутренний конфликт протагониста через его ложное убеждение, понимаете, чего он хочет и что ему нужно на самом деле, и «видите» призрака, вы действительно готовы приступить к созданию истории вашего персонажа.

Структура арки персонажа начинается с показательного момента. В следующих главах первой части мы будем выстраивать основные моменты в арке персонажа в соответствии с основными поворотными пунктами. (Если вы незнакомы с основами создания структуры истории, полистайте мою книгу «Структура романа», там обсуждается тема, которой посвящен остаток этой книги.) Показательный момент (и обычный мир, о котором мы будем говорить в следующей главе) соответствует «зацепке». Он происходит при первом появлении главного героя — предположительно в первой главе.

В реальной жизни людям советуют не выносить скоропалительных решений об окружающих по первому впечатлению. Но посмотрим правде в глаза: мы делаем именно так. А читая художественную литературу, мы еще меньше заботимся о справедливости наших суждений. Мы только что открыли произведение. Мы никогда не читали этого автора. Мы не знаем, соответствует ли содержание прекрасной аннотации на обороте обложки. Затем перед нами с важным видом появляется главный герой. Что он делает? Какой он человек? Вызовет ли он наши симпатии? Кажется ли он интересным? Если нет — мы почти готовы расстаться с ним.

Словом, неудачный показательный момент может испортить всё произведение.

Показательный момент вашего главного героя

Показательный момент должен решить ряд задач:

1. Представить главного героя.

2. Возможно — раскрыть имя главного героя.

3. Дать информацию о половой принадлежности, возрасте, гражданстве главного героя и, возможно, о его профессии.

4. Показать важные физические данные.

5. Указать его роль в истории (то есть что он — главный герой).

6. Продемонстрировать главные особенности его характера.

7. Зацепить читателей, вызвав у них симпатию и (или) интерес.

8. Показать цель главного героя в данной сцене.

9. Дать информацию о цели главного героя в истории.

10. Продемонстрировать ложное убеждение главного героя или хотя бы намекнуть на него.

11. Оказать воздействие на сюжет, лучше непосредственное, или хотя бы предопределить дальнейшие события.

Это довольно внушительный перечень для первой сцены истории (особенно если добавить соответствующие требования к структуре). Неудивительно, ведь начинать всегда трудно! Показательный момент — это шедевр. Раскрывая персонаж, не довольствуйтесь чем-то банальным. Выберите событие, которое:

1) сделает протагониста привлекательным;

2) покажет его сильные и слабые стороны;

3) выстроит сюжет.

Убедите читателей инвестировать в вашего персонажа

Даже в этих трех аспектах показательный момент коварен. Нужно показать «неполноценность» героя — обусловленные ложью проблемы в его жизни, — и как можно быстрее. При этом лучше сразу слишком не заострять внимание на отрицательных сторонах героя. В книге «Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят» Майкл Хейг подчеркивает:

«Читатель должен поставить себя на место героя и испытывать его эмоции. Это не значит, что герой морально безупречен, лишен недостатков и пороков. Это значит лишь то, что идентификация с героем должна быть достаточной, чтобы вызвать эмоциональный отклик… Только тогда можно начинать раскрывать слабости персонажа».

Если эволюция вашего персонажа заключается в развитии таких качеств, как мужество, честность и великодушие, то начинать придется с того, что он не особенно смел, правдив или щедр. Но если в начале истории показать эгоистичного, трусливого лжеца, большинство читателей вряд ли им заинтересуются. И все-таки какой же показательный момент напрашивается для такого характера? Вы должны обозначить его проблемы, чтобы продемонстрировать, как он изменился к концу истории, верно?

Точно. Однако ваша наипервейшая задача — удержать внимание читателя. Если вы решили, что персонаж будет в целом приятный, несмотря на его недостатки, с этого и начинайте. Что вам в нем нравится? Как вы можете это подчеркнуть? В этой сцене ему необязательно быть милым; ему надо быть просто интересным. Анимационный фильм «Планета сокровищ» (Treasure Planet) Рона Клементса и Джона Маскера начинается с того, что главный герой, непослушный подросток, демонстрирует свои умения и смелость на борту своего «солнечного серфа». В начале фильма «Малыш» главный герой ведет себя как полное ничтожество, но его презрительные замечания настолько язвительны и точны, что зрители не могут оторваться от экрана.

Создайте запоминающуюся сцену

Мыслите шире. Если главное достоинство вашего персонажа — умение сопереживать, не довольствуйтесь тем, что он погладит бродячую собаку. Заставьте его нырнуть в поток автомобилей в Нью-Йорке и выяснить, почему на другой стороне дороги плачет маленькая девочка. Если он лихач, нечего ему просто гулять по улице. Пусть ввяжется в драку с пятью хулиганами — и победит (или почти победит).

Оптимально, если вы сумеете вплести ложное убеждение героя прямо в показательный момент, но это возможно не всегда. Удерживать разом столько мячей в воздухе можно только при условии сохранения логики сюжета, а это значит, что иногда придется повременить с показом лжи до тех пор, пока не будет выполнен ряд других начальных требований. Тем не менее ложь нужно ввести как можно быстрее. На основе лжи строится арка персонажа, а значит, и вся история. Читателям нужны доказательства слабости героя — они должны понять, что ему придется преодолеть.

Что такое показательный момент?

Примеры показательного момента главного героя: «Тор». Обет, данный в детстве, стать как отец и «истребить их всех» — и наглое поведение на пути к званию наследника престола во взрослом возрасте — так проявляются ключевые личные качества, последствия ложного убеждения и то, чего хочет герой.

«Джейн Эйр». Одиночество, запрет на общение с домочадцами, чтение книг, а затем отказ терпеть жестокое обращение кузена — так проявляются призрак и ключевые личные качества.

«Парк Юрского периода». Демонстрация неспособности доктора Гранта жить в современном мире и его нелюбви к детям — это ключевые личные качества, ложное убеждение и то, чего хочет герой.

«Подержанные львы». Неверие в обещания матери и боязнь всего вокруг (особенно свиней) — так проявляются ложное убеждение, то, чего хочет герой, и слабость характера, которую ему предстоит преодолеть.

«История игрушек». Сначала с Вуди увлеченно играет Энди, а как только ковбой «оживает», он начинает невозмутимо и организованно руководить другими игрушками — проявляется и то, чего хочет герой, и ключевые личные качества.

«Три короля». Циничный, но при этом, несомненно, умный ответ на приказ присматривать за журналисткой — в чем проявляется призрак и ключевые личные качества.

«Хулиганы». Неохотный отъезд из-за ложных обвинений — проявляется ложное убеждение и то, чего хочет герой.

«А как же Боб?» Уморительно нервозный утренний ритуал — проявляется то, чего хочет герой, и ключевые личные качества.

Следует отметить, что иногда показательные моменты состоят из двух частей. Показательный момент Тора проходит в серии сцен, первая из которых относится к прологу и показывает его в детстве. Как и в «Планете сокровищ», которая также начинается с пролога о детстве, во втором показательном моменте выросшего героя нужно перенести в его «обычную реальность».

На примере «Джейн Эйр» и «Истории игрушек» видно, как можно использовать не один, а несколько показательных моментов, чтобы подчеркнуть различные черты характера героя. Джейн демонстрирует нам две стороны своей личности — сначала сиротливую, но спокойную сосредоточенность на личных переживаниях, затем способность дать дерзкий и энергичный отпор обидчику.

Из-за логических ограничений «Истории игрушек» — поскольку в присутствии людей игрушки должны быть пассивными и недвижимыми — любовь Вуди к Энди показана в основном через любовь Энди к нему. Это наиболее важный аспект истории, но нам также дают наглядное подтверждение способности Вуди повести за собой другие игрушки, когда он «оживает» в отсутствие Энди.

Показательный момент: другие примеры

«Рождественская песнь». Образ Скруджа вводится посредством длинного повествования (не рекомендуется для современных произведений), в котором автор рассказывает нам о скаредности персонажа и отсутствии в нем чувства сострадания к ближнему. К моменту, когда разыгрывается первая сцена, мы уже имеем довольно точное представление о его характере. Картина становится еще яснее, когда мы попадаем в холодную контору (обогреваемую едва тлеющим камином и одним-единственным угольком в каморке у клерка Боба Крэтчита), где Скрудж категорично отклоняет радушное приглашение своего племянника на праздничный обед, подробно объяснив, что думает о Рождестве и добре, которое оно приносит людям. Читатели сразу получают представление о вспыльчивости Скруджа, его проницательном уме, его ложном убеждении (которое он, по сути, высказывает прямым текстом) и желании заработать как можно больше денег.

«Тачки». Знакомство с Молнией Маккуином происходит через его реплики при подготовке к гонке: «Я — сама скорость» и «Я ем неудачников на завтрак». Затем в течение продолжительного отрезка в начале фильма — во время гонки — он демонстрирует виртуозное мастерство, а заодно и презрительное отношение к команде механиков. Дополнительную информацию зрители получают от комментаторов, которые подтверждают ложное убеждение Молнии, рассказав, что он уволил трех механиков, потому что «любит работать один». В этой долгой вступительной части зрители узнают всё, что им необходимо знать о Молнии: его сильных сторонах (умения гонщика), ложном убеждении и о том, чего он хочет (завоевать Кубок Поршня).

Показательный момент: вопросы

1. Какое важное личное качество, достоинство или умение наилучшим образом характеризует вашего главного героя?

2. Как можно обыграть это качество, чтобы оно проявилось в полной мере?

3. Как можно обыграть это качество, чтобы заодно запустить сюжет?

4. Как показать ложное убеждение главного героя?

5. Каким образом можно показать призрак или намекнуть на него?

6. Как использовать эту сцену, чтобы показать то, чего хочет герой?

7. Добиваясь сюжетной цели или цели сцены, сталкивается ли главный герой с очевидным препятствием (есть ли конфликт)?

8. Как быстро и ненавязчиво донести важную информацию о главном герое (имя, возраст, внешние данные)?

Для показательного момента не выбирайте что-то не особенно захватывающее. Для вас это возможность разыграть забавную и эффектную сцену, которая познакомит читателей с персонажем так, что они этого никогда не забудут и не смогут оторваться.

Обсудите с коллегами

18:00

Третий рейх. 16 историй о жизни и смерти

15:00

Пациент из Сан-Паулу?

12:00

Анализ ДНК обнаружил древние контакты между жителями Америки и Полинезии

10:00

Острый респираторный синдром предложили лечить при помощи стволовых клеток

08.07

Средневековье крупным планом

08.07

Промикробы: Молочные реки, кисельные берега

Мама, у меня будет книга! Мама, у меня будет книга!
Мама, у меня будет книга!