Конопля на древнем алтаре

На двух каменных алтарях в храме VIII века до нашей эры в Израиле ученые обнаружили следы конопли и ладана.

Древнее поселение Тель-Арад было найдено более полувека назад в десяти километрах к западу от современного израильского города Арад. В течение многих сезонов раскопки Тель-Арада возглавляли археологи Тель-Авивского университета Йоханан Аарони и Руфь Амиран. Ученые определили, что здесь находилось обширное ханаанское поселение бронзового века, которое существовало примерно до 2650 г. до н. э. Затем место было заброшено, пока в XI веке до н. э. его не заселили иудеи. Сначала это была неукрепленная территория, видимо, культового характера, а с IX века до н. э. здесь были построены крепостные стены, и город стал важным опорным пунктом на южной границе Иудейского царства.

Наибольший интерес представляет храм в Тель-Араде, расположенный в так называемом верхнем городе. Он был открыт Йохананом Аарони в 1962 году. Это редкий пример культового центра за пределами Иерусалимского храма. По мнению Аарони, святилище в Тель-Араде было центром культа Яхве и богини Ашеры. Устройство его было похоже на Храм Соломона. Руины храма датируются примерно 750–715 годами до н. э. Культовый центр в Тель-Араде существовал более века, пока не был засыпан землей в VII веке до н. э. Это событие связывают с деятельностью царя Иосии, сторонника последовательного монотеизма, который велел разрушить и осквернить все места совершения культов за пределами Иерусалима.

Однако археологические находки показывают, что подношения масла, пшеницы и вина делались в Тель-Араде вплоть до эпохи вавилонского пленения, когда крепость была окончательно разрушена между 597–577 гг. до н. э. Но даже после этого культовый центр не исчез окончательно. В персидский, маккавейский, римский и ранний мусульманский период местные жители продолжали приносить жертвы на священном участке верхнего холма.

У входа в «Святую святых» храма в Тель-Араде были найдены два известняковых камня, которые ученые считают алтарями. Один имеет размеры 20 на 20 сантиметров и 40 сантиметров в высоту. Второй чуть больше: 40 на 40 сантиметров и высотой полметра. На поверхностях обоих алтарей сохранился неопознанный черный затвердевший органический материал. Ранее не удавалось определить его состав, пока в новой работе ученые во главе с Эраном Ари (Eran Arie) из Музея Израиля в Иерусалиме не исследовали его современными методами. Полученные ими результаты опубликованы в журнале Tel Aviv, который издается Институтом археологии Тель-Авивского университета.

Алтари в храме Тель-Арада

Анализ производился независимо в двух лабораториях — в Технионе (Хайфа) и в Еврейском университете в Иерусалиме. Измельченные в порошок образцы помещали в смесь дихлорметана и метанола высокой чистоты и в течение 15 минут воздействовали на них ультразвуком. Затем их центрифугировали с частотой 3500 оборотов в минуту в течение 10 минут. Для идентификации выделенных химических веществ использовались газовая хроматография и масс-спектрометрия.

В результате на меньшем алтаре были обнаружены остатки каннабиноидов, в частности Δ9-тетрагидроканнабинола, каннабидиол и каннабинол, а также ряд терпенов и терпеноидов, что позволяет предположить, что на алтаре сжигались соцветия конопли. Также там были обнаружены органические остатки, опознанные как навоз животных. Авторы исследования полагают, что смола конопли смешивалась с навозом для облегчения нагревания. Более крупный алтарь содержал совокупность босвеллиевой кислоты и норурсатриена, которые содержатся в ладане. Отмечены также следы животных жиров, так что, видимо, ладан перед использованием смешивался с жиром.

Обсуждая полученные результаты, авторы работы отмечают, что вдыхание каннабидиола и тетрагидроканнабинола оказывает на людей психоактивное действие, так что сжигание на алтаре конопли в смеси с навозом могло использоваться, чтобы вызвать экстатическое состояние в ходе религиозных обрядов.

Письменные источники не содержат прямых упоминаний о таком использовании конопли в древней иудейской религии, но оно отмечено в других традициях. Как культовый обряд, возможно, шаманский, интерпретируется рассказ Геродота об употреблении конопли скифами: «Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия» (IV. 75 перевод Г. А. Стратановского). Этнографы зафиксировали такое использование смолы женских растений конопли у племени гадди в индийском штате Химачал-Прадеш, а также листьев и соцветий конопли в королевстве Буганда в Африке (в юго-восточной части современного государства Уганда).

Существует даже спорная гипотеза о том, что конопля использовалась в обрядах раннего иудаизма, но для нее пока не хватает доказательств. Обычно сторонники этой гипотезы считают коноплей растение канех босем (בֹשֶׂם-קְנֵה), которое пять раз упоминается в Ветхом завете. В синодальном переводе это растение названо «тростник благовонный» («И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания» Исход 30:22–25). Даже существуют современные религиозные группы (THC Ministries, Green Faith Ministries, Temple 420), которые на основании такой интерпретации включают коноплю в состав елея. Но большинство исследователей, а также представители иудейской традиции полагают, что канех босем — это аир болотный (Acorus calamus) или челнобородник лимонный (Cymbopogon citratus).

Возможно, нынешняя находка станет поводом для возобновления дискуссии о конопле в раннем иудаизме. Эран Арье комментирует результат так: «Впервые конопля была обнаружена на Древнем Ближнем Востоке. Ее использование в храме должно было играть центральную роль в проводимых там культовых ритуалах».

Использование ладана, напротив, хорошо засвидетельствовано на Древнем Ближнем Востоке, в Египте и Греции. В Библии стоимость ладана оценивается выше золота и драгоценных камней, и он называется царским сокровищем. Ладан получали из смолы деревьев рода босвеллия (Boswellia), растущих на юге Аравийского полуострова, острове Сокотра и в Восточной Африке. Чтобы получить ладан, на коре дерева делали несколько надрезов и ждали, когда выступившая из них молочно-белая смола засохнет в течение нескольких дней. Цвет высушенной смолы варьируется от светло-желтого до темно-коричневого.

Ладан входил в состав «благовонного курения», которое возжигали на жертвеннике перед завесой Иерусалимского храма. Также его применяли в светской жизни как косметическое благовоние (об этом упоминается в Песни Песней) и как лекарство. В качестве более дешевого аналога смолы босвеллии использовалась камедь ладанника критского (Cistus creticus), широко распространенного в восточном Средиземноморье. Поэтому при необходимости происхождение ладана уточняли, как это делает пророк Иеремия, говоря: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы» (Иер. 6:20), то есть с юга Аравии.

Навоз и животный жир, по словам авторов исследования, служили необходимым топливом в условиях Тель-Арада, где дерево было дефицитом. Для горения конопли требуется сравнительно небольшая температура, не превышающая 150 °C. Ее можно достичь, сжигая высушенный навоз. Высвобождение ароматических веществ из ладана происходит при температуре 260 °C, для поддержания которой годится животный жир.

Обсудите с коллегами

13:00

Доспехи из Тевтобургского леса

12:00

Люди достигли крайнего запада Европы на пять тысяч лет раньше, чем считалось

11:00

В честь исполнителя главной роли в сериале «Доктор Кто» назвали трилобита

28.09

Малыши. Время чудес (0–2 года)

28.09

Реконструкция лица по черепу подтвердила реалистичность одного из фаюмских портретов

28.09

Новый препарат восстанавливает оболочки нервных волокон при рассеянном склерозе. Но использовать его для лечения нельзя

Дар Полидамны Дар Полидамны Прочитана невидимая древняя надпись Прочитана невидимая древняя надпись
Дар Полидамны