29 марта 2024, пятница, 01:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Эра бедствий: чума и войны XIV века — Европа и Русь

Издательство «Директ-медиа» представляет книгу Дмитрия Тараторина «Эра бедствий: чума и войны XIV века — Европа и Русь».

Пандемии всегда заставляли людей по-новому осмыслить собственную жизнь. Мир после чумы 1347–1353 годов изменился неузнаваемо. Люди столкнулись с болезнью, не щадившей ни женщин, ни мужчин, ни старых, ни молодых. Символом неотвратимости стали «Пляски смерти» — изображения процессий, влекомых танцующими скелетами. Но «моровое поветрие» — не единственное, что заставляло тогда человека ежечасно помнить о бренности жизни. Век чумы начался казнью тамплиеров. А параллельно с пандемией бушевала Столетняя война между Англией и Францией. На Руси от «мора» скончался великий князь московский Симеон Гордый. Но в эти же годы Сергий Радонежский создает свою «революционную» монашескую общину. Так одна из самых мрачных эпох обернется духовным триумфом. Это век битвы на Куликовом поле и походов непобедимого Тамерлана, сражения на Косовом поле и Великого Раскола в католической церкви. И каждое из этих событий имеет «двойное дно» или свой «скелет в шкафу». С каждым из них вас познакомит эта книга. Современный человек, переживший коронавирус, сможет сравнить свои испытания и ощущения с теми, что выпали на долю тех, кто жил в одном из самых драматичных веков.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Вам посылка из Китая…

Удивительно, как повторяются в истории некоторые сюжеты. Не буквально, конечно. Но вот совпадение отдельных деталей не может не поражать.

Чума, в середине XIV века опустошившая в Европе целые области и крупные города, имела очагом возникновения территорию современного Китая. А первый сокрушительный удар нанесла по Италии. Согласно запискам генуэзского нотариуса, Габриэля де Мюсси, эпидемия стала результатом применения своего рода биологического оружия. Войска золотоордынского хана Джанибека осадили в 1346 году в Крыму город Кафу (ныне Феодосия). Пока войско стояло под стенами крепости, в нем начался мор. Де Мюсси утверждает: «Татары, измученные чумой, заразной болезнью, ошеломленные и потрясенные смертью товарищей, гибнущих без всякой надежды на выздоровление, приказывали заряжать трупы в метательные машины и забрасывать ими город Кафу, чтобы эти непереносимые снаряды положили конец защитникам города. Город забросали горами мертвецов, и христианам некуда было убежать, и некуда было спрятаться от такого несчастья... Они предавались мертвым волнам. Вскоре весь воздух был заражен, отравленная и испорченная вода стала загнивать. Усилилось нестерпимое зловоние».

Генуэзцы стали покидать город и спешно отплывать на родину. И принесли туда страшный недуг.

Впрочем, эту версию сегодня нередко ставят под сомнение, поскольку если в Средневековье считалось, что чумой заражались через «миазмы» (как сейчас сказали бы, воздушно-капельным путем), то теперь наиболее распространенная версия утверждает, что переносчиком чумы является блоха Xenopsylla cheopis, а переносчиками этих блох, в свою очередь, стали крысы.

Связь болезни с этими малоприятными, но чрезвычайно распространенными в Средние века грызунами, осознавали и современники. Впрочем, как мы позже убедимся, у них были и куда более экстравагантные теории.

Благодаря Бокаччо, мы с вами «прошлись» уже по зачумленному городу, а теперь познакомимся с хроникой распространения одной из самых (если не самой) страшных пандемий в истории человечества. В целом она подтверждает версию де Мюсси. Недуг следует по маршруту генуэцев, отплывших из Кафы.

Весна 1347 года — чума в Константинополе. Здесь был, кстати, обширный генуэзский квартал. Гибнут тысячи жителей византийской столицы, среди которых Андроник, младший сын императора Иоанна Кантакузина. В октябре 1347 года чума поражает сицилийский город Мессину. По словам местного хрониста фра Микеле де Пьяцца, «трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник — сын ли, отец ли, кто-либо из близких — не решались войти туда: могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мёртвых. Дома умерших стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями; если кто-либо желал войти туда, никто не преграждал ему путь».

Вскоре эпидемия приходит в Катанию, другой крупный город острова. Туда ее приносят зараженные мессинцы. Результат был катастрофическим. «Что сказать о Катании, городе, ныне стёртом из памяти?» — сетует де Пьяцца. В целом, по его словам, Сицилия потеряла около трети населения.

В октябре того же года, как утверждают источники, корабли, несущие смерть, не были впущены в порт Генуи. Местные жители уже знали, что им грозит. Но это их не спасло, а лишь отсрочило катастрофу, поскольку в ноябре эпидемия вспыхивает в Марселе. Видимо, сюда кому-то из проклятой эскадры пристать удалось. Марсель теряет до половины жителей.

К концу года чума все-таки врывается в Геную и уносит в могилы десятки тысяч. Одновременно эпидемия бушует на островах Сардиния, Корсика, Мальта.

В январе 1348 года эпидемия поражает вечную соперницу Генуи — Венецию. В это же время она приходит в тогдашнюю папскую столицу Авиньон. Гибнет до половины горожан. И среди них муза Петрарки — Лаура.

Январь — март 1348 года, «черная смерть» (так стали называть чуму из-за того, что трупы обретали этот траурный цвет) косит жителей Тосканы, а за ней и прочих итальянских областей.

В начале весны мор начинает опустошать Испанию. Он не щадит никого, не считаясь с человеческими «табелями о рангах». Жертвами чумы становятся королева Арагона Элеонора и король Кастилии Альфонсо XI.

В это же время недуг свирепствует в Бордо на юге Франции. Там умирает дочь короля Англии Эдуарда III, направлявшаяся в Испанию к своему жениху принцу Педро Кастильскому.

В начале лета чума приходит в Париж. А оттуда и на север Франции. Из известных личностей жертвами ее становятся королева Жанна и супруга наследника престола Бонна Люксембургская. Скончались многие университетские профессора.

И конечно, Ла-Манш для чумы не преграда — в июле она уже в Англии. Осенью из охваченного эпидемией Лондона бежит в загородное поместье король Эдуард III. Отменяется зимняя сессия парламента. Вслед за королем город покидает высшее духовенство. Впрочем, некоторых его представителей народ запирает в храмах, чтобы они разделили общую судьбу.

В декабре 1348 года чума добирается до Шотландии. Ее обитатели, люто тогда враждовавшие с англичанами, за пару месяцев до того радовались их беде, то ли уверенные в своем иммунитете, то ли считая, что это кара Божья, адресованная непосредственно их хищным южным соседям. Но когда они сконцентрировали силы на границе, чтобы, воспользовавшись моментом, совершить на врагов набег, чума поразила и их.

Английский хронист свидетельствует: «Их радость превратилась в плач, когда карающий меч Господень… обрушился на них яростно и неожиданно, поражая их не менее, чем англичан, гнойниками и прыщами».

В 1349 году чума пришла одновременно и в Ирландию, и в Скандинавию. Теперь она распространялась сразу по всем еще не затронутым ее свирепством направлениям. В этом же году она поразила Нидерланды, Данию, Германию, Швейцарию, Австрию и Венгрию.

В 1350-м болезнь достигла Польши. А вот до Руси (первым был Псков) чума добралась только через два года. Почему же она не пришла напрямую от ордынцев? Потому что контакты с ними ограничивались отправкой дани и поездками князей в ханскую ставку с целью утверждения на своих престолах — получения ярлыков. Так и вышло, что в 1346 году, когда она косила кочевников, русские с ней не пересеклись. Чума пришла, в итоге, с запада.

В 1353 году в Москве скончался великий князь Симеон Гордый. Похоронили и двух его малолетних сыновей. После опустошения северо-восточной Руси мор двинулся на юг, чтобы раствориться в степи, откуда и вышел…

Ужас, который испытала в эти несколько лет Европа, ни с чем не сравним. Ведь все, от крестьянина до монарха, были одинаково беззащитны. Медицина того времени была бессильна.

Когда французский король, ожидая прихода гибельной заразы, обратился с запросом о разработке противоэпидемических мер к профессорам Парижского медицинского факультета, они дали следующий, во всех смыслах замечательный ответ:

«Мы, члены Парижской медицинской коллегии, по зрелом обсуждении и глубоком рассмотрении теперешней смертности, согласно с мнением наших древних учителей, полагаем обнародовать причины этого чумного мора (pestilence), по законам и принципам астрологии и естественных наук.

Вследствие сего мы заявляем следующее: известно, что в Индии и в странах Великого моря небесные светила, которые борются с лучами солнца и с жаром небесных огней, оказывают специально их влияние на это море и сильно борются с его водами. От того рождаются испарения, которые помрачают солнце и изменяют его свет в тьму. Эти испарения возобновляют свое поднятие и свое падение в течение 28 дней непрерывно; но, наконец, солнце и огонь действуют так сильно на море, что они вытягивают из него большую часть вод и превращают эти воды в испарения, которые поднимаются в воздух, и если это происходит в странах, где воды испорчены мертвыми рыбами, то такая гнилая вода не может быть ни поглощена теплотою солнца, ни превратиться в здоровую воду, град, снег или иней; эти испарения, разлитые в воздухе, покрывают туманом многие страны. Подобное обстоятельство случилось в Аравии, в Индии, в равнинах и долинах Македонии, в Албании, Венгрии, Сицилии и Сардинии, где ни одного человека не осталось в живых; то же самое будет во всех землях, на которые будет дуть воздух, зачумленный Индийским морем, пока солнце будет находиться в знаке Льва.

Если жители не будут соблюдать следующие предписания или другие аналогичные, то мы возвещаем им неизбежную смерть: если только милосердие Христа не призовет их к жизни каким-либо другим образом.

Мы думаем, что небесные светила, вспомоществуемые природой, делают усилия, в своем небесном могуществе, для покровительствования человеческому роду и для исцеления его болезней и, вместе с солнцем, для проникания силою огня, через густоту тумана в продолжение десяти дней и до 17-го числа ближайшего месяца июля. Этот туман превратится в гнилой дождь, падение которого очистит воздух; тотчас как гром или град возвестит его, каждый должен остерегаться этого дождя, зажигая костры из виноградных ветвей, лаврового или другого зеленого дерева; равно пусть жгут в больших количествах полынь ромашку на общественных площадях и в местах многолюдных; пусть никто не выходит в поле прежде, нежели совершенно не высохнет земля и 3 дня после того, каждый в это время пусть позаботится принимать немного пищи и остерегаться утренней, вечерней и ночной прохлады. Пусть не едят ни живности, ни водяных птиц, ни молодой свинины, ни старого быка, в особенности же жирного мяса. Пусть употребляют мясо животных, одаренных натурой горячей и сухой, но не горячащей, ни раздражающей.

Мы рекомендуем приправы с толченым перцем, корицу пряности, особенно лицам, которые привыкли ужинать немного и из отборных блюд; спать днем вредно; пусть сон продолжается только до восхода солнца или немножко позже. Пусть мало пьют за завтраком, ужинают в 11 часов и могут во время стола пить немножко больше, чем утром; пусть пьют вино чистое легкое, смешанное с шестою частью воды; фрукты сухие и свежие, употребляемые с вином, не вредны, без вина же они могут быть опасны. Красная морковь и другие овощи, свежие или маринованные, могут быть вредны; растения ароматические, такие как шалфей и розмарин, напротив здоровы; съестные припасы холодные, водянистые или влажные вообще вредны. Опасно выходить ночью и до 3 часов утра по причине росы. Не должно есть никакой рыбы, излишнее упражнение может повредить; одеваться тепло, остерегаться холода, сырости, дождя, ничего не варить на дождевой воде, принимать за столом немного териака; оливковое масле в пище смертельно; тучные люди пусть выходят на солнце; очень большое воздержание, беспокойство духа, гнев и пьянство опасны; дизентерии должно бояться; ванны вредны; пусть поддерживают желудок свободным при помощи клистиров; сношение с женщинами смертельно. Эти предписания применимы особенно для тех, которые живут на берегах моря или на островах, на которые подул гибельный ветер».

Однако вскоре были обнаружены иные «причины» гибельного недуга. Исследователи феномена «черной смерти» М. В. и Н. С. Супотницкие сообщают:

«Основным слухом в начале XIV столетия, которому верили европейцы, был следующий. Король гренадских мавров, с горестью видя, что его так часто побеждают христиане, задумал отомстить за себя, сговорившись с евреями погубить христиан. Но евреи, будучи сами слишком подозрительны, обратились к прокаженным и при помощи дьявола убедили их уничтожить христиан».

Предводители прокаженных собрали последовательно четыре совета, и дьявол через евреев дал им понять, что, так как прокаженные считаются самыми презренными и ничтожными существами, то хорошо бы было устроить так, чтобы все христиане умерли или стали бы прокаженными. Замысел всем понравился; каждый, в свою очередь, поделился им с другим... Многие из прокаженных, подкупленные евреями ложными обещаниями царства, графств и других благ земных, говорили и твердо верили, что так и случится.

Этот «заговор» изобиловал «доказательствами». Само существование общего восстания прокаженных (1321 г.) засвидетельствовано многими авторами того времени. Например, один из них утверждал следующее: «Мы сами своими глазами видели такую ладанку в одном из местечек нашего вассальства. Одна прокаженная, проходившая мимо, боясь, что ее схватят, бросила за собою завязанную тряпку, которую тотчас понесли в суд и в ней нашли голову ящерицы, лапы жабы и что-то вроде женских волос, намазанных черной вонючей жидкостью, так что страшно было разглядывать и нюхать это. Когда сверток бросили в большой огонь, он не мог гореть: ясное доказательство того, что это был сильный яд».

Сир де Партенэ писал королю, что один «важный прокаженный», схваченный в своем поместье, признался, что какой-то богатый еврей дал ему денег и некоторые снадобья. Они состояли из человеческой крови и мочи с примесью тела Христова. Эту смесь сушили и измельчали в порошок, зашивали в ладанки с тяжестью и бросали в источники и колодца.

Разумеется, описанные снадобья не могли вызвать не только эпидемии, но и даже незначительного отравления. Однако это не имело никакого значения на фоне суеверий того времени.

По многим городам Европы прокатилась волна еврейских погромов. «Очумелая» толпа сжигала несчастных живьем, но недуг продолжал валить участников этих акций.

В итоге чума ушла сама собой. Вернее, схлынула ее первая волна. Но они будут то и дело возвращаться. Правда, уже не обретут такого всеевропейского характера. Зато чума станет одним из символов смерти, разящей, неотвратимой теперь уже навсегда.

Жан Делюмо пишет: «В муниципальной регистрационной книге Орвисто 5 июля 1348 г. есть запись, свидетельствующая об "огромном количестве смертей вследствие чумы, разящей всех своими стрелами". В иконографии XV–XVI вв. это сравнение распространяется как в Италии, так и за Альпами. Первое изображение чумных стрел появляется в 1424 г. в Геттингене на панно церковного алтаря, где Христос карает людей тучами стрел и семнадцать уже попали в цель. Но большинству людей удается укрыться под покровом Богородицы (эта тема также будет очень распространенной). Фреска Гоццоли в Сан-Джиминьяно (1464 г.) изображает Бога-отца, который, несмотря на просьбы Христа и Марии, мечет отравленную болезнью стрелу на город. Диптих Шаффнера (около 1510–1514 гг.) из Нюрнберга также посвящен этой теме: слева на фоне грозового неба ангелы мечут стрелы в грешных людей, которые раскаиваются и молят о пощаде; справа Христос по просьбе святых —  защитников от чумы жестом останавливает акт кары, и стрелы огибают город, не попадая в него. Иногда показывается не само наказание, а его результат. На картине неизвестного немецкого художника той же эпохи изображены люди, пораженные ниспосланными свыше стрелами в пах или подмышки, то есть в те места, где обычно образуются чумные бубоны. Падает пронзенная стрелой женщина, дитя и мужчина распростерты на земле — один умирает, второй уже мертв. Мужчине в цвете лет и сил тоже не избежать направленной на него стрелы.

Разящие стрелы чумы можно увидеть на погребальной стеле в Моосбурге (церковь Св. Кастулуса, 1515 г.) в соборе Мюнстера, на полотне Веронезе в Руане, в церкви Ландо-ам-дер-Изар. В одном из вариантов этой темы Бог передает стрелы в руки Смерти, собирающей жатву среди людей всех сословий, занятых трудом либо развлечением. Этой теме посвящены художественные произведения городской библиотеки Сьенны (1437 г.), Сент-Этьен де Тинэ (1485 г.), палермского дворца Абателло (Триумф смерти XV в.), гравюра 1630 г. неизвестного английского мастера, на которой жители Лондона убегают от трех скелетов, грозящих им стрелами.

Художники старались подчеркнуть не только карающий аспект чумы, но также ее внезапность и вездесущность: богач и бедняк, стар и млад — никто не может льстить себя надеждой на спасение. Два последних аспекта болезни производили особо удручающее впечатление на современников».

Маска «чумного доктора» с клювом, набитым разными травами, призванными предохранить ее носителя от гибельных «миазмов», станет одним из образов Европы и одновременно — постоянным участником Венецианского карнавала. Смерть станет частью праздника. Потому что у смерти, как поняли европейцы, есть свой танец. И в нем участвует каждый.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.