28 марта 2024, четверг, 14:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 апреля 2020, 17:07

Швеция справляется с коронавирусом без карантина — а что, так можно было?

Выставочный центр Stockholmsmässan в Стокгольме переоборудуют в госпиталь, 30 марта 2020
Выставочный центр Stockholmsmässan в Стокгольме переоборудуют в госпиталь, 30 марта 2020

18 апреля главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл заявил, что заболеваемость коронавирусом в стране вышла на плато и ситуация в целом стабильна. Это удивило всех: Швеция выбрала одну из наименее популярных стратегий — мол, без жестких мер и запретов, без принудительной самоизоляции у населения появится групповой иммунитет, к маю 2020 года переболеет до трети городского населения. В стране до сих пор мягкий, необязательный карантин, рестораны открыты. Есть только одна проблема –— заболеваемость и смертность в домах престарелых (эта же проблема, кстати, есть и в Великобритании).

Можно ли не вводить жесткий карантин? Правда ли, что у Швеции этот сценарий работает? Постарались разобраться.

Какие меры действуют в Швеции

Швеция не стала вводить строгий карантин из-за пандемии коронавируса. Начальные школы работают, спортивные клубы тоже работают, проводятся детские спортивные мероприятия. Рестораны тоже открыты, но количество посетителей в них ограничено: между столиками должно быть не меньше полутора метров. Ограничения тоже существуют: например, нельзя проводить мероприятия больше чем на 50 человек, закрыты кинотеатры и музеи.

 
Временное отделение интенсивной терапии в больнице города Гетеборг, 23 марта 2020 года
Helén Sjöland / wikimedia

За ситуацию с коронавирусом отвечает Агентство общественного здравоохранения Швеции (Folkhälsomyndigheten). Его представляет глава эпидемиологической службы агентства Андерс Тегнелл. Каждый день агентство проводит пресс-брифинги, а сам Тегнелл выступает на шведском телевидении и просит соблюдать рекомендации агентства. Именно рекомендации: агентство не зависит от правительства (таковы особенности Шведской политической системы) и не выпускает указы.

Строгих мер, вроде штрафов за нарушение самоизоляции, пропусков — то есть жестких запретов на передвижение, нет. Еще в марте Тегнелл заявил, что города закрывать не будут: «У нас самое большое распространение инфекции в крупных городах, но это не значит, что в других местах ее нет. Следуя этому сценарию, мы существенно снизим нагрузку на систему здравоохранения и столкнемся с меньшим числом заражений, то есть избежим превращения кривой заболеваемости в вертикаль».

В Швеции высокий уровень доверия к государству: Агентству общественного здравоохранения доверяет сейчас (по соцопросам на март 2020 года) 74 % шведов, а рейтинг доверия к Тегнелу составил 53 %.

Соблюдают ли сами шведы рекомендации? Согласно исследованию телекоммуникационной компаии Telia, больше 85 % населения Швеции прислушалось к советам своих властей и никуда не поехало на пасхальной неделе.

Плато или временный нижний показатель?

Согласно данным института Джонса Хопкинса, сейчас в Швеции 14 777 заболевших и 1580 умерших. Это примерно 150 смертей на миллион населения. Это существенно больше, чем в соседней Дании (7695 и 364), где действует жесткий карантин. У соседей — в Дании, Норвегии и Финляндии, где действуют более жесткие ограничения, — показатель ниже — 60, 30 и 17 умерших на миллион соответственно. Как бы то ни было, цифры распространения и заболеваемости и смертности ни в коей мере не сравнимы с Испанией и Италией.

 
Временное приемное отделение в больнице города Мёльндаль,
20 марта 2020 года
Vogler / wikimedia

Главный показатель — даже не количество, а динамика. Карин Тегмарк Визелл, глава департамента микробиологии Агентства общественного здоровья говорит, что рост числа заразившихся стабилизируется: «Тенденция, которую мы наблюдаем в последние дни — выпрямление графика, случаев всё еще много, но нет ежедневного прироста, то же самое — в палатах интенсивной терапии». 

12 апреля эпидемиологи опубликовали исследование, основанное на измерениях Имперского колледжа (Лондон, 30 марта 2020 года). По их расчетам, мягкие меры не помогли пока снизить распространение коронавируса до критического уровня.

Главная претензия критиков — к недостаточной защите пожилых людей. Дома престарелых в Швеции сейчас запрещено посещать. Но именно там — одни из главных очагов заражения: на долю домов престарелых приходится треть смертей от коронавируса (в Стокгольме — больше половины, сообщают шведские СМИ). Запрет на посещение ввели слишком поздно (1 апреля) — к этому моменту коронавирус нашли у постояльцев домов в 90 муниципалитетах Швеции. Главный эпидемиолог  Андерс Тегнелл заявил, что смерти пожилых шведов — это «главная проблемная область» его стратегии.

Несогласные подписались

Несколько тысяч ученых, организованных Сесилией Сёдерберг-Ноклер, профессором вирусологии Каролинского института (медицинского университета), подписали открытое письмо правительству.

«Пока мы не получим лучшего представления о ситуации, необходимо закрыть школы, рестораны и развлекательные заведения… Возникает ощущение, что Управление общественного здравоохранения с помощью своей стратегии хочет добиться иммунитета к вирусу, что ранее было отвергнуто властью», — говорилось в письме.

ВОЗ тоже призвала Швецию принять более жесткие меры для контроля за развитием вируса, подготовки и увеличения возможностей системы здравоохранения для борьбы с вирусом, обеспечить изоляцию и сообщить населению причины и суть принимаемых мер.

Как бы то ни было, согласно аналитикам, опрошенным Bloomberg News, не вводя жесткие меры в отношении бизнеса, Швеция сможет быстрее восстановить экономику, и тем более малый и средний бизнес, чем страны, которые полностью закрыли целые отрасли.

Кто же прав?

«Кто был прав, Швеция или другие страны, которые вводили жесткие меры, будет ясно потом, когда пандемия останется позади и можно будет объективно оценить статистические показатели смертности, заболеваемости, но, как бы то ни было, у меня нет впечатления, что Швеция ведет себя беспечно — она принимает именно те меры, которые нужны», — отметил в разговоре с Полит.ру Алексей Аграновский, профессор кафедры вирусологии МГУ, доктор биологических наук.

 
Временное приемное отделение в больнице городе Авеста, 31 марта 2020 года
Calle Eklund / wikimedia

На совещании у президента заместитель директора по науке НИИ вакцин и сывороток, член-корреспондент РАН Николай Филатов предложил открыть школы и детские сады. Профессор отметил, что воспитанники детских садов и школьники практически не болеют, они природно защищены: «У них нет высокой заболеваемости, и вирус, циркулируя на них, будет дальше терять свою вирулентность. Он и сейчас теряет».

В марте в одном из интервью Филатов напомнил цифры смертности от последних пандемий: при первом высокопатогенном птичьем гриппе H5N1 смертность составляла 52,8 %, при «новом» птичьем гриппе H7N9 — 34 %, коронавирусе nCoV  39 %, COVID-19 сейчас — 4 %.

«Коронавирус — один из респираторных вирусов, известных давно. Они в обычной респираторной инфекции, которую мы называем ОРЗ, в определенной доле присутствуют, причем давно. Ну и что? Вот этот новый, у него летальность 3,4, максимум 4 %! О чем это говорит? Да ни о чем. Это обычная респираторная инфекция. И вдруг такой бум! Почему? Почему такой бум возникает, когда оснований к нему нет? Дети и подростки не болеют практически вообще. Болеют взрослые и старики», — добавил эксперт.

«Меры не обязательно должны быть жесткими, чтобы быть эффективными. Я думаю, эта мысль рано или поздно посетит московские власти, которые вводят совершенно идиотские штрафы с камер, когда человек передвигается на собственном автомобиле, и любая передача инфекции исключена», — заключил профессор Аграновский.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.