Хорошие новости! 3-7 февраля

Помните про Киану Ривза в украинском учебнике истории? (Грустный Ривз оказался прифотошоплен на знаменитую фотографию 1932 года «Обед на небоскребе»).

Во-первых, автор учебника Игорь Щупак утверждает, что поставил эту картинку специально — решив, что мемы помогут привлечь людей к изучению истории. Правда, министерство образования Украины такого подхода, кажется, не оценило.

Во-вторых, на Киану Ривзе неожиданные открытия не закончились. Буквально днем позже в учебнике по географии за шестой класс обнаружилась карта Скайрима, части легендарной игровой вселенной The Elder Scrolls. На ней открыты основные города. С другой стороны, — Земля большая, вселенная до конца не изучена, все может быть.

Стивен Кинг сверг Дарью Донцову с пъедестала самого издаваемого писателя в России. Донцова, нечеловечески продуктивная и безумно популярная, не покидала трон с 2012 года. Ее книги в мягких черных обложках если и не держали в руках, то видели абсолютно все. Но в 2019 году ее сместил с пьедестала — кто бы мог подумать — Стивен Кинг! 163 издания и более миллиона экземпляров. Донцова, с ее 776 тысячами экземпляров осталась, впрочем, на почетном втором месте.

Ученые наконец смогли определить возраст наскальных рисунков в австралийском Кимберли. В красках древних австралийцев нет органики для радиоуглеродного анализа, а на сухих стенах из песчаника нельзя использовать методы датировки, работающие для влажных карстовых пещер. И тут помогли осы! Остатки их гнезд, обнаруженные и под пигментом, и сразу над ним, содержат частицы почвы и угля — для радиоуглеродного анализа вполне пригодные. Исследовав их, ученые получили нужные даты. Большинству изображений из Кимберли около 12 тысяч лет, одному — примерно 16 тысяч.

Пока вы читаете этот текст, в Чехии мирно засахаривается неолитический колодец. Остатки сруба (четыре угловых столба и семь рядов досок) нашли во время строительства автомагистрали неподалеку от города Остров. Это самая старая деревянная конструкция из всех сохранившихся — судя по древесным кольцам, колодец был построен около 5256–5255 годов до н. э. После обнаружения колодец аккуратно извлекли из земли, доставили в лабораторию Пардубицкого университета и сейчас консервируют в растворе сахара.

Окаменевшая ветвь из Патагонии, которая около восьмидесяти лет считалась бамбуком, оказалась ветвью хвойного дерева. Десятки лет в научном сообществе велись дискуссии о месте происхождения бамбуков, и патагонская находка явно говорила в пользу континента Гондвана, включавшего в себя Южную Америку. Выяснить истину было тяжело, потому что источником были, в основном, фотографии, опубликованные аргентинскими ботаниками еще в 1941 году. Однако американский ученый Питер Уилф изучил сами образцы и пришел к выводу, что эта ветвь ничего общего с бамбуками не имеет.

Международная группа генетиков и эпидемиологов расшифровала геном возбудителя клещевого бореллиоза. Несколько лет назад исследователи описали несколько клинических случаев заболевания, похожего на клещевой энцефалит средней тяжести. Выяснилось, что вызывает его бактерия Borrelia miyamotoi, живущая в организме клещей и раньше считавшаяся для человека безвредной. И для исследования болезни, и для ее диагностики нужны генетические данные возбудителя. Сейчас расшифрован геном одного из штаммов — и размещен в базе GenBank, чтобы остальные ученые могли использовать его при анализе других.

12:48