В 2022 году в России заработает Национальная система управления данными, сообщает «Парламентская газета» со ссылкой на выступление премьер-министра Дмитрия Медведева на заседании правительства. Подготовительную работу планируется завершить до конца 2019 года.
По словам премьера, данная система поможет ускорить взаимодействие между органами власти. При этом базы данных не будут объединены физически, система предполагает только обеспечение их совместимости друг с другом. По данным Минкомсвязи, сейчас существует более 800 госсистем, реестров и баз данных.
С любезного разрешения директора АНО «Информационная культура», члена Комитета гражданских инициатив Ивана Викторовича Бегтина «Полит.ру» публикует его реакцию на эту новость, которую он выложил в своем Facebook.
Я обещал написать свои мысли про Национальную систему управления данными и пишу сейчас. Я считаю безусловно важным проводить работу по систематизации и анализу государственных информационных систем, и работа в этом направлении, безусловно важна. Однако есть нюансы и вопросы без ответа, о которых не говорить нельзя.
1. Полная потеря открытых данных в повестке Минцифраза, большинства органов власти и председателя правительства лично. НСУД не решает проблем граждан и бизнеса с доступностью данных.
2. Единственная реальная область применения НСУД – это цифровой профиль. Фактически НСУД превращается в бэкэнд для цифрового профиля и превращается из концепции в государственную информационную систему.
3. НСУД системно не решает проблемы качества данных, поскольку НСУД сейчас сводят не в набор правил и контроль за ними, а в агрегатор данных.
4. Разработчики НСУДа так и не представили системного видения, будут ли там хранить персональные данные из других систем или же они там будут «только обрабатываться».
5. Бизнес так и не получил подтверждения, что не будет принуждения к сдаче корпоративных данных в НСУД.
6. Граждане так и не получили подтверждения об этичном использовании их данных в НСУД. Даже на уровне этических деклараций.
7. Принятая концепция НСУД всё ещё остаётся очень сырой, во многом навязанной органам власти, с неразрешёнными рисками и проблемами.
8. Причины, по которым ответственные силовые органы не выступили резко против НСУДа, мне непонятны. Консолидация персональных данных в таком масштабе в цифровых профилях делает эту систему более критичной, чем многие из тех, где хранятся сведения по гостайне.
9. В НСУД полностью проигнорирована позиция региональных властей. По факту с представителями субъектов федерации не проводилось содержательного обсуждения НСУДа.
10. Разработка НСУД велась и ведётся Аналитическим центром при Правительстве. Структурой, переведённой Правительством в статус АНО и вышедшей из под законов 44-ФЗ и 223-ФЗ о госзакупках и корпоративных закупках, неконкурентным образом напрямую просубсидированная из федерального бюджета.
11. В текущей форме очень скоро НСУД окажется самым слабым звеном в нацпроекте «Цифровая экономика». Если умозрительно предположить, что ответственные за нее сменятся через год или два, то старую команду будут «прессовать» именно за НСУД. Вопрос - зачем так подставляться?
При этом я лично, повторюсь, считаю идеологически правильным наличие сильной госполитики в регулировании госданных, но вижу это как стратегию и свод правил, а не как ИТ-систему.